Кредитование и жесткий контроль
Природные условия в Южной Осетии благоприятны для ведения сельскохозяйственной деятельности. Однако прилавки цхинвальских магазинов наполнены импортными овощами и фруктами. Доля местной продукции на внутреннем рынке незначительна. Даже такие традиционные для наших мест сельхозкультуры, как картофель, помидоры, чеснок, капуста, зелень, яблоки, в большом количестве поступают в республику из других стран, в том числе из далеких Египта, Китая и бог знает еще откуда.
Некогда аграрный регион пока не обеспечивает свою продовольственную безопасность. Причины упадка сельхозпроизводства известны. Длительный период грузинской военной агрессии нанес колоссальный ущерб отрасли, ускорил процесс оттока населения из сельской местности.
Возродить село – задача не из простых, даже если развивать инфраструктуру, что постепенно делается и сейчас (ремонтируются дороги, прокладываются водопроводы, строятся соцобъекты). Урбанизацию остановить трудно. Молодежь тянет в город. Нелегкому земельному труду предпочитается работа в бюджетных учреждениях. Мужчины преимущественно идут в силовые ведомства.
ПОЧЕМУ НЕ РАЗВИВАЕТСЯ ФЕРМЕРСТВО?
Времена госхозов канули в Лету. В условиях рыночной экономики основными сельхозпроизводителями везде становятся крестьянско-фермерские хозяйства. У нас развитие агропредпринимательства застопорилось. В республике действует лишь несколько относительно добротных КФХ, остальные фигурируют разве что на бумаге. Объемы производимой местными фермерами продукции небольшие.
Определенные попытки государственной поддержки предпринимаются с 2000 годов. Нет системности, четкого планирования развития КФХ и в целом отрасли. Это и есть корень стагнации отечественного сельского хозяйства.
Беспечное «разбрасывание» бюджетных средств не будет способствовать формированию фермерского класса. Недостаточно дать денег начинающему производителю. Как показывает практика, кредитование без контроля над освоением средств и создания налаженных каналов сбыта не дает результата. Примеров много.
В период с 2007 по 2009 гг. Правительство РЮО направило на развитие КФХ 22 млн рублей в виде льготных кредитов. В 2010-ом каждому району выделили 10 млн рублей на те же цели. По тем временам это внушительная цифра. Как позже объясняли чиновники, целью было вовлечь в сельхозпроизводство как можно большее количество людей. Наивный расчет, который ничего не дал, кроме бессмысленной растраты бюджетных ресурсов.
Многие заемщики использовали деньги не по назначению, а те, кто на самом деле пытался организовать фермерское хо-зяйство, не получил денег в нужном объеме и не смог развиваться. Кредиты до сих пор не возвращены государству. Впоследствии были попросту списаны.
В 2011 году в Южную Осетию завезли 911 голов молодняка крупного рогатого скота калмыцкой породы и раздали животноводам в виде товарного кредита сроком на пять лет. Вместе с этим были выделены беспроцентные займы на корма, ремонт и строительство скотопомещений.
Отдельные фермеры распродали животных мясникам и фактически прекратили деятельность, с них нет спроса. Другие частично заменили полученное поголовье на бурёнок местной породы. По поводу завоза КРС из Калмыкии развернулись дискуссии. Некоторые аграрии жаловались, что привыкшие к степям животные не могут адаптироваться к нашим природным условиям, ими трудно управлять, они агрессивны и т.п. Но, скорее всего, этим пытались оправдать свою недееспособность.
Единственный недостаток – завезенные коровы исключительного мясного направления, молока не дают, лишая животновода возможности дополнительного дохода. Как бы там ни было, проект не принес ожидаемых результатов из-за просчетов и неподготовленности. Иными словами, непрофессионального отношения к делу со стороны организаторов.
Не ощутима польза для экономики РЮО и от госпрограммы льготного кредитования малого и среднего предприниматель-ства. Она действует с 2018 г. Ежегодно не менее 2% от собственных средств государства выделяется на поддержку бизнес-проектов. Приоритетными направлениями обозначены сельское хозяйство, производство. За шесть лет около 350 граждан получили свыше 300 млн рублей. Что сделано на это деньги? Стало ли больше отечественной продукции на местном рынке? Есть большие сомнения.
Идея кредитования предпринимательства нужная, но оставляет лазейки для нецелевых трат бюджетных средств. Выявлены случаи, когда на взятые под бизнес кредиты покупались автомобили, или деньги шли на другие цели, не имеющие ничего общего с бизнесом.
Глава государства Алан Гаглоев отмечал необходимость изменения условий получения льготных кредитов для повышения эффективности господдержки. «Экономический эффект от программы поддержки малого и среднего предпринимательства должен быть выше – то есть должны открываться новые производства, создаваться рабочие места», – сказал президент в ходе одной из встреч с журналистами.
Предполагаются изменения условий для получения кредита. В том числе увеличится лимит сумм. В парламенте подготовлен соответствующий законопроект. Посмотрим, как он будет работать. Совершенно очевидно, механизмы поддержки предпринимателей требуют коррекции.
На 300 миллионов рублей при деловом подходе можно было организовать несколько крупных хозяйств и значительно повысить уровень обеспеченности продовольственной безопасности страны. Нет смысла распределять денежные суммы между большим количеством желающих. На 500 тыс. и даже на миллион рублей добротное фермерское хозяйство создать невозможно. Об этом скажет любой опытный специалист.
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА КАЖДЫЙ РУБЛЬ
Сельское хозяйство – трудозатратная отрасль с высоким фактором риска, однако, когда работа поставлена на профессиональные рельсы, труд на земле приносит прибыль. Об этом свидетельствуют – примеры многих стран. Существуют испытанные формы поддержки начинающих фермеров, работают комплексные целевые программы. Выделяются льготные кредиты, гранты, но под определенные условия. Просто так деньги никому не дают, кредитополучатели несут полную ответственность.
По информации СМИ, в РФ за последние годы значительно активизировалась господдержка аграриям. Сотни миллиардов направляются на развитие КФХ. При рациональном использовании имеющихся в РЮО ресурсов удастся постепенно выправить ситуацию в отрасли.
Наряду с финансовым обеспечением бизнес-проектов необходимо решить комплекс вопросов. А именно – внедрение современных технологий, обеспечение производителей техникой и оборудованием (работать «дедовским» методом на земле никто не будет), создание хранилищ, переработка выращенной продукции и система госзакупок.
Малоемкий внутренний рынок сковывает развитие фермерства. Если у агрария будет гарантированный сбыт, он сделает все, чтобы вырастить качественную продукцию в нужных объемах. Следует обязать школы, больницы и другие ведомства для социального питания закупать продукты у отечественных сельхозпроизводителей. Разумеется, при условии высокого качества, оптимальных цен и строгого соблюдения необходимых технологий. Подобные формы сотрудничества государства и фермеров практикуются везде.
Успешное развитие агропромышленного комплекса возможно только при взаимной заинтересованности государства и хозяйствующего субъекта. Господдержка должна носить не формальный, а целенаправленный характер. Разовые кредиты ничего не дают, нужна системная работа. Требуется полное взаимодействие сторон от первых шагов до конечного результата. Финансирование лучше осуществлять поэтапно, в зависимости от результатов освоения первых сумм, с жёстким контролем освоения средств. Пора отказаться от практики списывания денег и привлечения к ответственности за нецелевое расходование кредитов. Ни о какой экономике не может быть речи, пока не будем отвечать за каждый рубль.
Нерешаемых задач в сельском хозяйстве быть не может, тем более с учетом благоприятных климатических условий в Южной Осетии. Республика со своим богатым аграрным потенциалом обязана обеспечить собственную продовольственную безопасность. Нужны желание и целеустремленная работа.
А.БАГАЕВ