15 сентября свой профессиональный праздник отметили работники санитарно-эпидемиологической службы Южной Осетии. Исторической датой образования и развития санитарно-эпидемиологической службы считается 15 сентября 1922 года. В течение последующих лет организация много раз меняла свое название. А в 2006 году серьезные изменения произошли не только в названии, но и в организационно-структурном плане. Так, из структуры Министерства здравоохранения был отделен центр Госсанэпиднадзора с присоединением Госторгинспекции Министерства экономического развития, в результате чего был образован Комитет.
О деятельности и достижениях Комитета по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия населения Южной Осетии нам рассказала глава ведомства Марина Кочиева.
– Расскажите вкратце, какие конкретно задачи должен решать Комитет по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия населения Южной Осетии?
– Основная наша задача – это осуществление государственного надзора и контроля за исполнением требований действующего на территории Южной Осетии законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и в сфере защиты прав потребителей. Предупреждение вредного и опасного воздействия на человека факторов среды обитания. Профилактика инфекционных заболеваний населения.
Все выше сказанное – это основные задачи, стоящие перед нашим Комитетом и от них вытекает множество функций, которые обязаны выполнять наши сотрудники, в том числе контроль: на объектах торговли и общественного питания, в дошкольных, школьных и других детских учреждениях; за проведением санитарно-противоэпидемических мероприятий, направленными на предотвращение инфекционных и паразитарных заболеваний и т.д.
– На недавней пресс-конференции Вы отметили, что наблюдается определенная динамика в повышении качества работы, в чем конкретно это проявляется?
– Комитет Юго-Осетпотребнадзора свою работу проводит в соответствии с планом-графиком проверок по всем направлениям – это поднадзорные объекты в области здравоохранения, образования, коммунальные, торговли и общественного питания. По итогам анализа проделанной работы мы перевыполнили план-график проверок на год. Связано это с тем, что у нас увеличивается количество поднадзорных объектов и еще с тем, что жители республики стали намного активнее защищать свои потребительские права и обращаются к нам чаще. Например, в первом полугодии текущего года по гигиене питания было проведено 184 контрольных мероприятий объектов торговли и общественного питания только по г. Цхинвалу. По защите прав потребителей было запланировано 145, а было проверено 220.
Мы также проводим и своего рода разъяснительную работу среди населения, чтобы потребители были грамотнее, знали свои права и были более заинтересованы в их защите. Как положительное можно отметить то, что люди стали нам больше доверять и обращения к нам увеличились в разы. Мы реагируем на каждое письменное обращение, перепроверяем поступившую информацию. В результате проверок мы предпринимаем соответствующие меры, начиная со штрафных санкций и вплоть до закрытия объектов.
И если за 2015 год в бюджет Республики было внесено около 500 тысяч рублей, то на первое полугодие 2016 года вынесено постановлений на штрафные санкции примерно на 715 тысяч рублей.
– Жителям Республики важно знать, насколько соответствуют санитарным нормам школьные и дошкольные учреждения. Расскажите, пожалуйста, также о работе сотрудников Комитета с медперсоналом поликлиник и отделениями больницы и о контроле над соблюдением санитарных норм в лечебно-профилактических учреждениях.
– Санитарно-гигиеническое состояние в детских дошкольных и школьных учреждениях республики намного улучшилось в сравнении с предыдущими годами. Этому способствовало в первую очередь то, что многие детские сады и школы вновь построены или отремонтированы и соблюдение в них требований санитарных норм и правил стало возможным в полном объеме. Процент нестандартных лабораторных проб в результате наших проверок с каждым годом уменьшается. Каждый работник в сфере образования ежегодно проходит обязательный медосмотр. Есть, конечно, еще учебные учреждения, которые следует отремонтировать, но надеемся, что этот вопрос будет решен Правительством Республики.
Особое внимание также уделяется работе медицинских учреждений- поликлиник, больниц, ФАПов – в вопросах соблюдения санитарных норм. Здесь в сравнении с предыдущими годами также отмечается положительная динамика, но все же остаются вопросы, которые нам необходимо решать совместно с Министерством здравоохранения и социального развития РЮО.
– Как известно, вверенное Вам ведомство охватывает разные сферы жизнедеятельности населения. Какому из направлений Вы уделяете наиболее пристальное внимание?
– Действительно, наше ведомство охватывает практически все сферы жизнедеятельности нашего населения, мы стараемся быть задействованными в каждом вопросе, относящимся к нашей компетенции. Основная цель проверок Комитета – это соблюдение законов о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения и защиты прав потребителей всеми гражданами, предпринимателями, независимо от форм собственности. И все сферы жизнедеятельности являются важными.
Для нас приоритетными вопросами являются выполнение всех выше перечисленных задач и функций. Большое внимание мы уделяем качеству питьевой воды, которой пользуется население Южной Осетии. В основном это касается контроля качества централизованной питьевой воды в городе и районных центрах, а также децентрализованных питьевых источников. И хочу отметить, что по сравнению, например, с 2013 годом качество питьевой централизованной воды улучшилось в два раза. В связи с этим уменьшилось и количество заболеваний острыми кишечными инфекциями среди населения.
Пристальное внимание также уделяется объектам торговли и общественного питания, в том числе и качеству продаваемой и выпускаемой продукции. В свое время, изучив потребительский рынок и зная все те проблемы с которыми мы встречались в своей работе, вышли с предложением и в Правительство и в Парламент Республики проводить контрольно-надзорные мероприятия в год один раз, таким образом взяв на себя дополнительный объем работы (в России контрольно-надзорные мероприятия проводятся в три года один раз).
Важным вопросом я также считаю и проведение контрольных мероприятий по соблюдению гигиенических и санитарных норм в аптеках, парикмахерских и косметологических салонах республики.
Несмотря на проведение большого объема работы, остается еще ряд нерешенных вопросов, которые необходимо решать в ближайшее время. Одним из них является вопрос организации полигона бытовых отходов. Данный вопрос мы неоднократно ставили и будем ставить перед соответствующими органами, и мы обязаны с соответствующими службами отреагировать на справедливые жалобы жителей микрорайона «Северный».
– Введены ли в текущем году какие-либо новшества в деятельность Вашего ведомства?
– В 2015 г. мы начали проводить новые методы исследования. В санитарно-гигиенической лаборатории проводятся исследования вредных веществ в воздухе помещений. Мы проверяли вновь построенные объекты и помещения, где были проведены капитальные работы. Нами были выявлены факты превышения содержания таких вредных веществ, как формальдегид и ацетон.
В 2015 году мы наладили ИФА-диагностику. У нас появилась возможность определять дополнительно возбудителей многих заболеваний. На сегодняшний момент решается вопрос проведения ремонта помещений под ПЦР-лабораторию и в начале 2017 года население Южной Осетии сможет пользоваться совершенно новыми методами лабораторных исследований, в частности, ПЦР-диагностикой (ПЦР – полимеразноцепная реакция). С октября этого года начнем проверять качества алкогольной продукции, которая реализуется в объектах торговли Республики.
В бактериологической лаборатории также расширили объем исследований. Так в этом году начали проводить паразитологические и вирусологические исследования питьевой воды.
Специалисты отдела по качеству продукции и защиты прав потребителей Комитета Юго-Осетпотребнадзора проводят лекции в учебных заведениях республики. Эти лекции помогут нашей молодежи ознакомиться с правовым статусом потребителя для того, чтобы применять полученные знания на потребительском рынке.
– Что бы Вы пожелали Вашим коллегам и сотрудникам в связи с их профессиональным праздником?
– Я хочу поблагодарить всех своих сотрудников за их добросовестный труд и работу, так как они вносят немалую лепту в построение и развитие нашей Республики. Желаю всем коллегам крепкого здоровья, больших успехов и терпения за их непростую, но очень важную работу.
Пользуясь, случаем, хочу поздравить и наших коллег в России. На протяжении многих лет Роспотребнадзор оказывает всестороннюю помощь Комитету Юго-Осетпотебнадзору. Это и улучшение материально-технической базы Комитета и подготовка кадров на базах Роспотребнадзора в Москве, Владикавказе, Ставрополе. И все это на безвозмездной основе. На протяжении многих лет и особенно после августовских событий 2008г. у нас сложились очень теплые и дружеские взаимоотношения с нашими коллегами в России, которые готовы поддержать нас в любое время. И, конечно же, такая поддержка неоценима.
Также хочу поблагодарить руководство Республики за ту помощь и понимание, которое мы ощущаем на себе, и за содействие в решении многих задач, которые Комитет ставит перед собой.
Сделано не мало, но впереди еще большой объем работы в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Я не сомневаюсь, что специалисты санитарно-эпидемиологической службы достойно будут решать все те задачи, которые стоят перед нами.