Маэстро-миротворец

В этом году исполняется 8 лет с того дня, когда в разрушенном грузинской агрессией Цхинвале, где еще не угасли огни пожарищ, состоялся концерт Мариинского театра под руководством маэстро Валерия Гергиева, навсегда вошедший в летопись новейшей истории Осетии, и не только. В лице бессменного дирижера Мариинки, маэстро Гергиева, российское искусство вновь продемонстрировало присущий ему миротворческий потенциал, способность вселять надежду, уверенность в том, что даже из пепла можно возродить новую жизнь.

21 августа 2008 года перед руинами здания Парламента Южной Осетии предстала Мариинка. Помнится, прежде чем начать концерт, маэстро обратился к собравшимся с краткой проникновенной речью на русском и английском языках, где каждое слово было пронизано болью и состраданием к родному народу. На глаза благодарных слушателей – истерзанных цхинвальцев, уставших от крови, невольно наворачивались слезы – слезы горечи и надежды одновременно.

Рядом с полуразрушенными, сожженными стенами здания парламента звучала первая часть Седьмой симфонии Шостаковича. Слушая эту музыку, трагическую, шокирующую, в памяти цхинвальцев с новой силой восставал весь ужас пережитого. На лицах цхинвальцев можно было увидеть внезапный прорыв захлестывающего потока чувств, в котором проглядывался неудержимый крик боли, растерянность и ужас, охвативший жителей Южной Осетии в ночь с 7 на 8 августа. Сознание и душу раздирало смятение. И в эти мгновения только музыка была единственной надеждой и опорой слушателей. Она словно отвечала на вопросы уставших от боли людей. Может ли правда победить зло? Судорожно порывистая главная партия в растерянности разбрасывая «свои мотивы» по разным регистрам и тембрам настраивала на мучительные вопросы. Когда настанет конец грузинской агрессии?.. Сколько еще бороться за свою независимость? Ответом на этот порожденный музыкой всплеск человеческих эмоций стала прозвучавшая следом Вторая часть Пятой симфонии Чайковского. Тихая, лирическая. Но лирика здесь была особая – ясная, лишенная надрыва. Слушая ее, каждый еще более уверовал в свободу и независимость своей родной Осетии и возвратился из ужаса войны в тихий дом свободы и мира.

Помнится, по окончании концерта маэстро дал короткое интервью нашей газете: «Простите, я еще под впечатлением увиденного здесь. Такого я не ожидал…. Это кошмар… Это второй Сталинград… Беслан и Цхинвал… – два трагических момента в жизни моего народа. Я глубоко разделяю вашу боль, равно как и все приехавшие со мной коллеги. Произошедшая трагедия еще более уверяет меня в том, что спасение нашего народа только в сплочении, только так мы сможем добиться поставленной цели и долгожданной свободы. Я с вами, мои дорогие цхинвальцы».

Этот концерт восьмилетней давности действительно не просто дал новую надежду обескровленному народу, он стал предвестником признания независимости Республики и будущего мирного возрождения Южной Осетии. Ну, а маэстро Гергиев и дальше продолжил талантливо сочетать умение нести высокое искусство, что называется, в массы, и личную гражданскую позицию. Позицию миротворца, не боящегося доносить слово правды, даже если оно не воспринимается международным политическим бомондом. Тогда 8 лет назад, он не просто вселил надежду в сердца жителей Южной Осетии. Его концерт послужил прорывом в той информационной блокаде, которую устроили вокруг разрушенной грузинской агрессией Республики ведущие западные информагентства – при полной поддержке международных организаций и западных держав.

Это был яркий пример того, как музыка может стать оружием против лжи и массовой фальсификации, поскольку именно музыка имеет безграничные возможности выразить то, что человек не может выразить словами.

Гергиев прибыл в Южную Осетию из Лондона, где накануне выступал на крупнейшем в мире фестивале классической музыки BBC Proms. Прибыл всего на несколько часов, чтобы состоялась эта важная для него и для всех осетин акция – концерт-реквием памяти жертв только что закончившейся войны. Встречавшим его в аэропорту журналистам подчеркнул: «Люди имеют право знать правду о том, что произошло в Осетии и почему Россия имела право вводить войска. В противном случае погибли бы еще тысячи людей». Валерий Гергиев также заявил, что необходимо «сделать максимально возможное, чтобы трагедия в Цхинвале не повторилась, чтобы мир узнал о трагедии в Южной Осетии. Мировое сообщество содрогается оттого, что русские танки вошли в Грузию, но никто не говорит о том, что люди были заживо погребены в полночь в спящем городе».

Второй подобного рода гражданский подвиг маэстро Гергиев совершил сравнительно недавно – в мае 2016 года в сирийской Пальмире.

5 мая 2016 года симфонический оркестр Мариинского театра под управлением Гергиева дал концерт под названием «С молитвой о Пальмире» в древнем амфитеатре сирийского города Пальмиры, освобожденной сирийской правительственной армией при поддержке российских ВКС от ИГИЛ. Концерт был приурочен ко Дню Победы и посвящён памяти казнённого боевиками ИГИЛ смотрителя Пальмиры Халеда Асаада и российского офицера, Героя России Александра Прохоренко, погибшего при освобождении Пальмиры. При этом буквально перед этим российские саперы завершили разминирование древнего города, буквально нашпигованного террористами минами-ловушка-ми.

И это не только два эпизода из биографии маэстро, говорящие о неординарном гражданском мужестве и человеческих качествах Валерия Гергиева, его стремлении направить искусство на созидание.

Для него всегда характерно сочувствие и сопереживание людскому горю, готовность поддержать не только словом, но и своим незаурядным талантом. Как он однажды вспоминал в интервью журналистам, «когда-то в Северной Ирландии взорвали школу, мы давали концерт. Концерт тогда прозвучал на всю Великобританию. Я лично давал концерт в Амстердаме, когда страшный цунами в Таиланде унес жизни тысяч людей. После нескольких землетрясений в Японии – с оркестром Венской филармонии давали концерт, собирали средства для них. А оркестр Венской филармонии давал благотворительный концерт, собирали средства для Беслана…». А та самая лестница, на которой в ту незабываемую ночь в Цхинвале мерцали поминальные свечи, стала называться «Гергиевской лестницей».

А. Гергаулова