«Мæ Ирыстонæн»

Под таким названием 3 апреля в зале дома Правительства состоялся благотворительный концерт государственного ансамбля песни и танца «Симд» им. Бориса Галаева, при участии солистки Мариинского оперного театра и филармонического оркестра Испании Ирины Ивановой. Концерт был организован Национальным благотворительным фондом «Курдалагон», администрацией города Цхинвал и аппаратом Правительства Республики. Средства, вырученные от концерта, пойдут на восстановление Аланской крепости, расположенной к северу от Цхинвала.

Талант этой замечательной исполнительницы необыкновенно широк и многогранен. Она виртуозно играет на нескольких струнно-смычковых инструментах – в их числе скрипка, альт и виоль д ‘амур. В настоящее время она осваивает новый двадцатиоднострунный инструмент из Западной Африки – кора. На концерте в Цхинвале в исполнении солистки Мариинки звучала музыка разных эпох и направлений.

Причем музыка благородная, настоящая, та, что позволяет приобщать слушателя к прекрасному. На сцене строгое, сосредоточенно задумчивое лицо… Звучит виоль д ‘амур … Мотивы старинной голландской песни рыбаков настраивают слушателя на умиротворенность и душевную гармонию. Почти наивная нежность в первой части, налет невыразимого одиночества во второй и диалог вопроса и ответа в третьей. Тихое размышление…Когда после голландской песни прозвучало произведение армянского композитора Симона Оганесяна, даже несведущему слушателю стало ясно, что он в иной эпохе, иной эстетике. Это был театр, полный драматизма и величественных жестов. Вокруг тишина, во вдруг наступившей темноте, в свете одинокой мерцающей свечи рождаются звуки, передающие глубокий трагизм многовекового порабощения армянского народа Османской империей. По словам самой исполнительницы, эта музыка была написана слепым композитором в церкви. Ирина Иванова играла ее замечательно, с полной погруженностью в психоделически непростой мир этой музыки: матовые тона, приглушенные краски, блуждающие гармонии… и даже попытки героики и энергии казались почти насильственными попытками вырваться из мучительных размышлений… Тишина растворяла все. В зале стало трудно дышать и далеко не все могли парить на крыльях остановившегося времени. Случалось, слушатели иногда шептали, шикали, и каждый посторонний шум «царапал» музыку звучащей тишины как ржавая проволока.

После такой музыки полной неожиданностью для всех стало перевоплощение, – Монти «Чардаш». Наверное, впервые в истории серьезной музыки «Чардаш» прозвучал на двух нехарактерных инструментах – альте и аккордеоне. У Ирины Ивановой и аккордеонистки государственного ансамбля песни и танца «Симд» Залины Саппиевой была цель поразить публику новыми звучаниями, новыми эффектами и головокружительным мастерством. Вот нанизывается один каскад на другой. Легко и непринужденно, почти шутя, играя темпами и красками, с искрящимися пассажами, искрящимся тоном. Но и это еще не все. Солистка Мариинки легко и непринужденно исполняла на альте осетинские народные мелодии. Эффектно? Да. Необычно для восприятия? Вовсе нет.

Во второй части концерта с обновленной программой предстал перед зрителями коллектив государственного ансамбля песни и танца «Симд». Каждый выход этого коллектива на сцену сопровождался громкими аплодисментами и бурными овациями. Образ Осетии вновь предстал перед зрителями во всем своем величии.

* * *

Днем раньше, 2 апреля солистка Мариинского оперного театра Ирина Иванова, дала короткую пресс-конференцию юго-осетинским журналистам, в ходе которой рассказала о своей тернистой, но вместе с тем довольно интересной творческой судьбе. Будущая артистка родилась и получила профессиональное образование в Москве, однако вскоре волею судьбы она оказалась в Южной Африке, где долгих семь лет играла в Национальном симфоническом оркестре. Затем творческая стезя артистки пролегла к берегам Испании. Здесь в стране басков она – уже солистка национального симфонического оркестра. Через некоторое время судьба занесла Ирину Иванову на Канарские острова – в качестве главного солиста оркестра филармонии «Гран-Канарии». В этой ипостаси она проработала десять лет. Теперь Ирина Иванова уже год является солисткой Мариинского театра. Артистка играла в Южной Африке для Нельсона Манделы. С душевным трепетом она вспоминала свой совместный концерт с великим Стингом, и три раза аккомпанировала трем известным тенорам – Лучано Паваротти, Хосе Карерас и Пласидо Доминго.

«Я очень рада, что меня пригласили в Южную Осетию. У вас прекрасная страна и природа. Я влюбилась в вашу страну и готова приезжать сюда часто. Природа Осетии отчасти напоминает мне Италию, отчасти Страну басков. Я рада, что ваши архитектурные памятники возрождаются, и если это возможно, сделайте в них, пожалуйста, концертные залы, приглашайте музыкантов. Если понадобится моя помощь, обязательно приеду и с радостью внесу свою лепту в это благое дело», – обещает Ирина Иванова.

Журналисты попросили солистку Мариинки, работа которой теперь связана с маэстро Гергиевым, рассказать, в чем разница между ним и другими дирижерами.

«Этому человеку поклоняется весь мир. Музыканты уже передрались за то, чтобы участвовать в рабочем процессе с ним. Он лидер и музыкант с большой буквы. Отличительная черта Гергиева от других дирижеров – это конструктивизм в работе. Он не делает ничего лишнего на репетициях. Все должно быть конкретно и по делу. Я высоко ценю в нем это качество. Гергиев всегда стремится к тому, чтобы из меньшего количества времени был больший результат. Это очень ценно и для дирижера и для исполнителя», – рассказала Ирина Иванова.

Часть вопросов журналистов касалась непосредственно творчества известной альтистки. Она рассказала журналистам о том, что всегда старается на своих концертах играть музыку разных эпох и соответственно разных композиторов, тем самым она стремится к тому, чтобы сделать ее более доступной, понятной для восприятия.

Еще одни аспект в ее творчестве касается акцентирования внимания на современной музыке, ее популяризации.

«Хочется, чтобы больше звучало произведений в стиле неоклассицизма. К примеру, могу привести Шнитке, который для виоль д ‘амура написал старинную сюиту с ударными инструментами, она прекрасно звучит. Можно всегда найти золотую середину, где и старинный инструмент, где современная музыка обогатят произведение. Мне кажется, будущее за импровизацией», – считает она.

Подобный прием Ирина Иванова предлагает использовать при съемках фильма об Осетии с использованием старинных осетинских инструментов и старинной музыки на тему осетинских песен. Причем соединить все это с хором и национальными танцами.

Алла Гергаулова