/Лидеры партий и эксперты обсудили итоги выборов и задачи нового Парламента

Лидеры партий и эксперты обсудили итоги выборов и задачи нового Парламента

В конце прошедшей недели в медиа-центре «Ир» прошел Круглый стол, посвященный итогам парламентских выборов и основных задачах, которые стоят перед законодательным органом Южной Осетии 6-го созыва.

В обсуждении обозначенных вопросов приняли участие лидеры партий, прошедших в парламент РЮО 6-го созыва — Анатолий Бибилов, Александр Плиев, Владимир Келехсаев и Алан Алборов. Кроме того, на Круглом столе присутствовали и представители партий, не прошедших в Парламент — «Единства» и Компартии, а также эксперты медиа-центра и руководители общественных организаций.

Основной тезис, озвученный практически всеми участниками Круглого стола, состоял в том, что выборы прошли в стабильной обстановке, хоть и показали несколько неожиданные результаты.

По словам президента медиа-центра «Ир» Ирины Гаглоевой, парламентские выборы прошли честно и могут послужить примером для многих стран. В то же время была продемонстрирована рекордно низкая для Южной Осетии явка избирателей, что должно стать поводом для соответствующих выводов. Ирина Гаглоева также отметила, что одной из причин подобной формы протеста со стороны общества, помимо многих других факторов, стала действующая пропорциональная система выборов в Парламент в Южной Осетии, которая себя не оправдала. «Избиратель ждал изменения нынешней системы на мажоритарно-пропорциональную, однако этого не произошло. Надеюсь, будущий Парламент займется решением этого вопроса», — сказала глава медиа-центра.

Такое же мнение было высказано практически всеми остальными участниками дискуссии.

Прозвучала также мысль о том, что выборы в парламент Южной Осетии стали иллюстрацией изменений, произошедших на политическом поле Республики.

Исходя из того, что трое из победивших на выборах партий участвовали в выборах впервые, можно сделать вывод, что в целом политические процессы в Южной Осетии по ряду параметров проходят достаточно активно, правда, приведут ли они к формированию ответственного политического класса, новой политической элиты, пока говорить преждевременно.

Тем не менее, изменения на политическом ландшафте позволяют опровергнуть тезис о полной стагнации политической сферы Республики. Итоги выборов показали, что на политической арене Южной Осетии сложился новый расклад сил, очень серьезно отличающийся от того, который существовал еще два года назад. На этот факт, в частности, обратил внимание начальник Управления внутренней политики администрации президента РЮО, известный североосетинский политолог Инал Санакоев.

Рейтинг ряда влиятельных фигур, игравших тогда более чем весомую роль в политических процессах, резко снизился. И наоборот, появились новые фигуры, набравшие популярность в обществе.

Выборы также стали свидетельством изменившегося подхода со стороны электората к участникам политического процесса. Подход со стороны общества стал более критичным, избиратели в меньшей степени, чем прежде, склонны прощать просчеты и невыполненные обещания, игнорирование нужд и проблем простого населения. Это стало одной из главных причин того, что большинство партий, участвовавших в выборах, оказались за бортом парламента, включая парламентские.

Результаты выборов должны стать для аутсайдеров гонки поводом для переформатирования своей деятельности и пересмотра приоритетов.

О необходимости проведения реформ в своих партиях говорили Вадим Цховребов от «Единства» и Инал Тибилов, представлявший Компартию.

Одновременно было отмечено, что итоги выборов являются серьезным предостережением для партий, прошедших в парламент. Ведь в случае невыполнения данных ими обещаний они рискуют на следующих выборах пополнить ряды внепарламентских партий.

Последние два-три года население Республики показало, насколько быстро оно может лишать еще недавно популярных деятелей своего доверия.

В целом тот факт, что очередной электоральный процесс в Республике прошел без серьезных нарушений, громких скандалов, откровенно грубого административного нажима и прочих малопривлекательных вещей, является как свидетельством либерализации политического пространства Южной Осетии, так и совершенствования ее избирательной системы.

В ходе обсуждения отмечалось, что перед выборами были предприняты меры для повышения прозрачности избирательного процесса. В частности, речь шла об отмене права голосовать по формам номер 9 или 2, и закрытии участков в селе Рук, на которых прежде голосовали граждане РЮО, проживающие в Северной Осетии.

Еще одним важным отличием нынешней выборной кампании, по мнению большинства участников дискуссии, стало то, что пресловутый административный ресурс применялся в гораздо меньшей степени и не в такой грубой форме, как ранее. «В том, что выборы прошли стабильно, свою роль, в первую очередь, сыграл тот факт, что административный ресурс был минимизирован. Кроме того, возросла политическая культура общества, хорошим уроком в этом плане послужили предыдущие избирательные кампании», — отметил Инал Санакоев.

Он также обратил внимание на то, что несмотря на угрозы и риски, которые прогнозировали многие эксперты, избирательная кампания прошла в спокойной обстановке, удалось избежать каких-либо осложнений.

В свою очередь, по мнению лидера «Единой Осетии» Анатолия Бибилова, во многом стабильность в период выборов является заслугой руководителей партий, не допускавших острой конфронтационной риторики и массового «черного» пиара.

По словам Анатолия Бибилова, относительно низкая явка не обязательно связана с протестными настроениями, тем более, что 61 процент явки, по меркам Европы, достаточно высокий показатель.

«Также я не согласен с утверждением, что избирателю не из кого было выбрать. В выборах участвовало девять партий, более двухсот кандидатов — выбор был», — сказал Анатолий Бибилов.

По мнению же эксперта Валентины Котоловой, нормальная для некоторых стран Европы явка в 60% нехарактерна для Южной Осетии. «Если в этих странах избиратель не идет на выборы потому, что в его стабильной и обеспеченной жизни и так ничего не изменится, независимо от того, кого именно выберут в законодательные органы власти, то в Южной Осетии граждане таким образом выразили свой протест. Низкой явке способствовало то, что между политической элитой и народом есть непроходимая пропасть. Если это положение не будет исправлено, следующие выборы могут и не состояться», — считает она.

Многие эксперты и политики, участвовавшие в обсуждении, также указали на то, что необходим серьезный анализ ситуации, дабы избежать подобных нежелательных процессов. В очередной раз была отмечена и слабая партийная система Республики, когда большинство партий представляют собой довольно-таки рыхлые образования с неясными целями и отсутствием какой-либо идеологии.

Значительное внимание участники Круглого стола уделили и задачам, которые стоят перед новым парламентом.

По словам депутата от партии «Ныхас» Зиты Бесаевой, парламент должен получить больше полномочий по контролю деятельности исполнительных органов власти. «Парламент должен жестче контролировать исполнительную власть, чтобы она всегда была в тонусе», — сказала она.

В том же ключе высказались лидеры партий Анатолий Бибилов, Александр Плиев и Владимир Келехсаев.

Главы «Единой Осетии» и Народной партии также обратили внимание на то, что необходимо расширить полномочия парламента в части контроля над работой социально-экономического блока правительства.

Александр Плиев, в частности, предложил создать в структуре парламента орган, который бы мог осуществлять контрольно-ревизорские функции, либо переподчинить Контрольно-счетную палату парламенту. Поскольку без реальных рычагов говорить о действенных механизмах парламентского контроля не приходится. В качестве примера он привел тот факт, что на сегодняшний день форма депутатских запросов не позволяет контролировать работу органов исполнительной власти.

Алан Алборов, в свою очередь, говорил о необходимости большего внимания со стороны парламента к проблемам ЖКХ.

Анатолий Бибилов коснулся и такого важного аспекта в работе парламента, как повышения публичности при обсуждении законов. Более того, он предложил ввести в практику работы парламента включения в прямой эфир при принятии важных законопроектов, чтобы избиратели могли видеть, как работают их избранники и какие решения принимают. Участники обсуждения сошлись во мнении, что для эффективной деятельности парламента шестого созыва всем фракциям необходимо работать скоординированно на благо народа. Лидеры парламентских партий со своей стороны демонстрировали полную готовность к консолидации для решения важнейших задач, стоящих перед Республикой.

Они также заявили о готовности представлять интересы тех избирателей, которые голосовали за другие партии, не прошедшие в парламент или же и вовсе не пришедших на выборы.

Лидер парламентского большинства Анатолий Бибилов предложил создать Общественный совет при парламенте, своего рода консультативный орган, куда бы вошли представители всех непарламентских партий, чтобы партии, имеющие фракции в парламенте, могли обсуждать с ними как их инициативы, так и принимаемые законопроекты. Это предложение было поддержано представителями партий и экспертами.

А. ТЕДЕЕВ