Квайсинская школа: образование вопреки трудностям

В живописных горах Дзауского района, в центре города Квайсы работает средняя школа, ставшая неотъемлемой частью жизни местного сообщества. Несмотря на современное здание и стабильное финансирование, учебное заведение сталкивается с системными трудностями, которые тормозят ее развитие и снижают качество образования. О проблемах и перспективах школы газете «Южная Осетия» рассказала директор Индира Тедеева.

ЦИФРЫ И ФАКТЫ
Сегодня в Квайсинской средней школе обучаются 149 учеников, с которыми работают 29 педагогов. Учебное заведение охватывает все классы — с 1 по 11, но без параллелей. В этом году школу окончили 16 выпускников. Как и по всей республике, среди них наблюдается чёткая тенденция к получению высшего образования в России, после чего, к сожалению, большинство выпускников не возвращается. Как отмечает директор, родители поддерживают такой выбор, аргументируя его отсутствием рабочих мест для квалифицированных специалистов. Индира Тедеева считает эту проблему крайне важной, требующей незамедлительного решения на государственном уровне.

НОВОЕ ЗДАНИЕ – СТАРЫЕ НЕДОЧЁТЫ
Вопреки внешней благополучной картине, материально-техни-ческое состояние школы оставляет желать лучшего. В относительно новом двухэтажном здании имеются серьёзные строительные недоработки: отсутствует надлежащая вентиляция, не решены вопросы противопожарной безопасности. Спортзал требует ремонта, а актовый зал, лишённый окон и воздуха, практически не используется. Спортивное поле нуждается в обновлении, что ограничивает занятия физкультурой.
Вопрос технического оснащения остаётся открытым. В наличии лишь четыре интерактивные доски, компьютеров и другого современного оборудования – недостаточно. Отдельная проблема – небольшое помещение библиотеки, его размеров явно недостаточно для размещения постоянно пополняемого книжного фонда.
На этом фоне особенно ценно, что в школе организовано полноценное и разнообразное питание, а повара поддерживают чистоту и порядок в столовой.

КАДРОВЫЙ КРИЗИС
Среди других проблемных аспектов выделяется кадровый кризис – Квайсинская школа ощущает серьезную нехватку квалифицированных педагогов. Молодые специалисты не спешат приезжать в горный посёлок, ссылаясь на невысокую зарплату. В результате наблюдается кадровая стагнация и постепенное сокращение количества профильных преподавателей. Сегодня остро не хватает учителей химии, биологии, географии, рисования и черчения. Преподавание перечисленных дисциплин вынужденно возложено на близкопрофильных специалистов.
До сих пор в школе отсутствуют ставки логопеда и социального педагога. Только недавно была открыта должность школьного психолога, кабинет которого планируется оборудовать к началу следующего учебного года.

МИНИМАЛЬНЫЙ ВЫБОР
Ограниченные кадровые и технические ресурсы существенно сокращают возможности для дополнительного образования. В школе работает лишь несколько кружков – драматический, рукоделия и хор. Но этого явно недостаточно для всестороннего развития учеников. Индира Тедеева подчёркивает: школа остро нуждается в спортивных тренерах, музыкальных педагогах и развитии технических направлений.
Она акцентирует внимание на выводах, сделанных на недавнем образовательном форуме во Владикавказе, где был поднят вопрос о необходимости выравнивания условий между городскими и сельскими школами. Проблема, затронутая директором, касается именно этого неравенства: в Квайсе у детей почти нет альтернатив – ни в выборе кружков, ни в доступе к внешкольному образованию.
Географическая удалённость Квайсы добавляет свои сложности. Участие в республиканских олимпиадах и конкурсах требует затрат на транспорт и сопровождается дополнительными проблемами. «В прошлом году некоторые олимпиады заканчивались поздно вечером, детям приходилось возвращаться домой через перевал Ерцо в темноте и при неблагоприятной погоде», – вспоминает директор.

РОДИТЕЛИ – ГЛАВНЫЕ СОЮЗНИКИ
В условиях ограниченных ресурсов особенно важно тесное взаимодействие школы с родителями. Классные руководители поддерживают связь с семьями. Родители активно участвуют в школьных мероприятиях, что частично компенсирует нехватку других досуговых возможностей в районе.

ЦИФРОВАЯ ЗАВИСИМОСТЬ И ФОРМАЛЬНЫЙ ПОДХОД
Индира Тедеева также обращает внимание на более глубокие проблемы, касающиеся всей системы образования. В их числе формальное отношение к обучению и чрезмерное внимание к оценкам в ущерб реальным знаниям. «Общество утратило запрос на качественное образование. Всем нужна просто «хорошая оценка» в аттестате», – отмечает она.
Серьёзную обеспокоенность вызывает также тотальная зависимость детей и взрослых от гаджетов. Это приводит к заметному снижению интереса у детей к чтению, подвижным играм и живому общению. «Воспитательный процесс зачастую сводится к минимальным, отрывочным указаниям, поскольку сами взрослые нередко полностью погружены в свои гаджеты. Их общение с детьми ограничивается такими фразами, как: «учи уроки», «сиди дома», «не мешай», – считает Тедеева.

МЕЦЕНАТЫ
По словам директора школы, значительную поддержку учебному заведению оказывают его выпускники: бизнесмены Альберт Джуссоев и Ростислав Хугаев.
В начале текущего учебного года Альберт Джуссоев обеспечил учащихся спортивной формой и обувью. Ростислав Хугаев взял на себя обновление школьной мебели: уже сейчас заменены ветхие парты и стулья, а к началу нового учебного года будет полностью обновлено все учебное оборудование. Благодаря ему школа также получила новое спортивное оборудование, включая лыжи и теннисный стол.
Новогодние праздники удалось провести на высоком уровне, прошедшие при поддержке председателя Правительства Константина Джуссоева.
Альберт Джуссоев планирует очередные инвестиции в школу, которые будут реализованы к началу нового учебного года.

ВЗГЛЯД В БУДУЩЕЕ
Несмотря на трудности, коллектив школы работает с полной самоотдачей. Директор с гордостью говорит о том, как школа выстояла в самые тяжёлые времена – без финансирования и без собственного здания, исключительно благодаря усилиям преданных своему делу педагогов.
«Я и мои коллеги сделали всё для того, чтобы Квайсинская средняя школа в самые трудные периоды, в условиях отсутствия финансирования и здания, продолжала работать. Она выжила благодаря подвижническому труду её коллектива. Сегодня у нас прекрасное здание, хорошие условия для работы и стабильное финансирование. И хотя вышеозначенные проблемы имеют место, они решаемы и должны решаться», – отметила она.
Сегодня Индира Тедеева строит амбициозные планы. В числе приоритетов – внедрение современных технологий, развитие технических, художественных и спортивных направлений, открытие филиалов колледжа и художественной школы. Директор убеждена, что всё это будет способствовать воспитанию активных, разносторонне развитых выпускников, готовых к вызовам современного мира.
Квайсинская школа – пример того, как стойкость педагогического коллектива и поддержка родителей способны сохранять и развивать систему образования даже в условиях объективных ограничений. Однако для устойчивого развития образовательного уч-реждения необходима комплексная поддержка со стороны государства. Будущее квайсинских школьников зависит от того, насколько своевременно и эффективно будут решены накопившиеся проблемы.

Диана КАБАНОВА