Компьютер не должен стать единственным времяпрепровождением ребёнка

""

Сегодня никого не удивляет, что любимые игрушки детей не куклы и мишки, а мобиль­ники и планшеты. Как к это­му относиться?
Нравится нам это или нет, но ком­пьютер уже стал неотъемлемой частью нашей жизни. Бороться с этим бес­смысленно. Ведь психологи убеждены: вредными или полезными большинс­тво вещей на земле делаем мы сами.
Самое серьёзное обвинение, предъяв­ляемое компьютеру, — что он приводит к тяжёлой зависимости сродни алко­гольной и наркотической. Зависимы­ми могут стать даже 8—9-летние дети. Но психологи убеждены, что опасности легко избежать, если:
· не превышать «дозу», то есть допус­тимый лимит времени, который ребёнок проводит за компьютером. Он зависит от возраста: в 3—5 лет — это по 15 ми­нут пару раз в день, школьнику хватит 40 минут. Оставлять ребёнка часами наедине с гаджетом недопустимо;
· предоставить увлекательную аль­тернативу. Это могут быть занятия
· спортом, посещение кружков, прогул­ки, походы в кино и театр, общение с родителями, друзьями, питомцами, а лучше всё это, вместе взятое. Тогда компьютер не сможет стать единствен­ным «светом в окошке»;
· бережно хранить хорошие отношения в семье, проводить время друг с дру­гом с удовольствием, а не из-под палки. Исследования, недавно проведённые в одном из медицинских институтов, показали, что к формированию ком­пьютерной зависимости (как и любой другой, кстати) приводят не столько личные особенности ребёнка, сколько дисгармоничные отношения в семье и школе. Недаром психологам зачас­тую удаётся излечить детей от компью­терной зависимости, только улучшив взаимоотношения в семье.
Вот, собственно, и все секреты.
Зачастую мамы и папы сами формиру­ют у своих детей компьютерную зави­симость. Например, тем, что:
· категорически запрещают подходить к компьютеру. А запретный плод, как известно, сладок. К тому же сегодня изолировать ребёнка от этой техни­ки — значит сделать его изгоем среди сверстников. Не говоря уже о том, что подобные запреты — настоящее фари­сейство, когда родители сами не отли­пают от экранов своих гаджетов;
· делают из компьютера инструмент по­ощрения и наказания. Плохо себя ведёт ребёнок — отрубают Интернет, хоро­шо — награждают лишним часом игры.
Это повышает сверхценность такого досуга, что может стать основой для формирования зависимости.
Наоборот, лучше с детских лет открывать своим отпрыскам компью­терную реальность, как часть окружаю­щего мира (при этом тщательно выби­рая сами игры, отбраковывая слишком агрессивные, например). Американцы советуют начинать знакомство с ком­пьютером после двух лет, наши психо­логи более осторожны — после 3—5 лет.
Конечно, компьютер не может и не должен стать единственным вре­мяпрепровождением ребёнка. Старые добрые игрушки — конструктор, кук­лы, мячик, прыгалки, а также тради­ционные занятия — лепка и рисование, вышивание, выжигание — обязательно должны присутствовать в жизни ма­лышей, ведь развитие мелкой мото­рики в раннем возрасте очень важно. Но наряду с этими играми компьютер тоже заслуживает своего почётного (и тем не менее ограниченного) места.
Также в доме обязательно должны быть места, где телевизор и компьютер вне закона. Играть в постели, за обе­денным столом, на улице должно быть строго запрещено. Если родителям уда­лось добиться в этом понимания от сво­их детей, значит, никакая компьютерная зависимость их наследникам не грозит.