С начала 1990-х годов использованные автомобильные шины не вывозятся на переработку за пределы республики. Вместе с другими твердыми бытовыми отходами они свозятся на мусорные полигоны. Большие скопления старых покрышек наносят серьезный вред нашей экологии, тем самым подвергая риску здоровье граждан, флору и фауну. Кроме того, сокращают сроки эксплуатации мусорных полигонов.
В годы СССР изношенные автопокрышки вывозились на переработку за пределы Южной Осетии. Но после развала страны и разрывом прежних хозяйственных связей этот процесс прекратился. Автовла-дельцы стали выбрасывать старые шины в мусорные контейнеры. По словам знакомых работников шиномонтажных мастерских, они тоже избавляются от старых покрышек аналогичным образом. Затем коммунальщики вывозят их вместе с другими твердыми бытовыми отходами на мусорные полигоны. Нетрудно представить, какая масса резины скопилась за все эти годы на свалках ТБО.
Сейчас в Южной Осетии зарегистрировано более 17,5 тысяч машин. Постепенно их численность увеличивается. Соответственно будут возрастать и объемы выбрасываемых изношенных шин. Их бесконтрольная утилизация представляет серьезную проблему. В России старые покрышки и камеры пневматических шин относятся к отходам четвертого класса опасности. Как отмечают специалисты Росприроднадзора, вывезенные вместе с другими бытовыми отходами на полигоны отработанные покрышки и камеры могут загрязнять грунтовые воды и почвы в радиусе 50 метров. Кроме того, при нагревании они выделяют в атмосферный воздух вредные вещества, тяжелые металлы и канцерогены. Срок их разложения превышает сто лет. Отработанные шины запрещается закапывать в почву или сжигать.
Их также нельзя сбрасывать на полигонах твердых бытовых отходов. Кроме того, противоречит экологическим нормам и использование покрышек в качестве элементов благоустройства.
Отработанные шины и камеры подлежат обязательной утилизации. Этой деятельностью в РФ и других странах занимаются компании, имеющие специальную лицензию на данный вид деятельности. Они организуют пункты приема на автомобильных заправках, в шиномонтажах и т.д.
К сожалению, у нас пока эти требования не соблюдаются.
Как отметил заместитель председателя Комитета по экологии, геологии и природопользованию Алан Харебов, недавно руководство ведомства обсуждало эту проблему с премьер-министром Константином Джуссоевым.
«Мы представили свои предложения по строительству в Южной Осетии завода по переработке использованных шин. Для этого нужно порядка пятнадцати миллионов. Глава правительства одобрительно отнесся к нашему предложению, – сказал Харебов. – Будем и далее прорабатывать вопрос, чтобы строительство завода предусмотрели в инвестпрограмме. Также начнем искать инвесторов, которые проявят интерес к данному проекту и вложат деньги в строительство завода».
По словам нашего собеседника, полученную после переработки шин резину можно без вреда для экологии использовать при изготовлении покрытий спортивных и детских игровых площадок и т.д. Ее также применяют при асфальтировании дорог, что позволят сокращать затраты на 10%. Металлический трос, который бывает в шинах, также можно эффективно использовать в различных хозяйственных целях.
Учитывая актуальность предотвращения загрязнения экологии, надеемся, что вопрос строительства завода по переработке старых покрышек будет своевременно решен.
Гугули ВАЛИЕВ
