Когда сцена сменилась фронтом

За каждым именем героя, павшего в боях за Родину, стоит не только подвиг, но и судьба — уникальная, неповторимая, наполненная надеждами, мечтами, талантом. Среди тех, кто ушёл на фронт в самые тяжёлые годы Великой Отечественной войны, были не только солдаты и офицеры, но и представители самых разных творческих профессий, включая артистов.

Актеры Юго-Осетинского государственного драматического театра, обучавшиеся тогда в Ленинграде, встали плечом к плечу с другими защитниками Отечества. Некоторые вернулись с войны и продолжили служить искусству, другие отдали жизнь во имя Победы, оставив лишь строки в списках погибших и светлую память в сердцах потомков.
Среди них — Алихан Магкаев, Степан Газзаев, Сослан Маргиев, Андрей Тедеев. Есть и те, чьи имена почти забыты временем: Ясон Цховребов, Хаджи-Мурат Аликов, Александр Хасиев. Каждый из них был не только актером, но и гражданином, выполнившим свой долг до конца.

ТАЛАНТЛИВЫЙ РЕЖИССЁР И ГЕРОЙ ВОЙНЫ

Алихан Тимофеевич Магкаев родился в 1911 году в небольшом селении Цоцолтӕ. В семье простого крестьянина жизнь была непростой, но стремление к лучшему будущему заставило родителей переехать во Владикавказ, когда мальчику исполнилось семь лет. Именно там он впервые переступил порог школы.
После окончания восьмилетки юноша отправился в Цхинвал, где начал работать в местном театре. Его талант был замечен довольно быстро, и Алихана включили в состав первой группы югоосетинской молодежи, направленной в Тбилисскую театральную студию им. Руставели. В 1936 году он вместе с группой из двадцати студентов получил возможность продолжить образование уже в Ленинграде. Однако из-за проблем со здоровьем обучение пришлось прервать.
Вернувшись домой, Магкаев снова начал работать в Юго-Осетинском театре – на этот раз не только как актер, но и как режиссер. Параллельно с этим занимался драматургией: его пьесы «Дни борьбы» и «Встреча» были поставлены в конце 1930-х — начале 1940-х годов. В 1941 году вышел сборник его драматических произведений, изданный в Южной Осетии.
Несмотря на относительно короткий творческий путь, длившийся около десяти лет, Алихан оставил заметный след в истории отечественного театрального искусства. Его работы отличались глубоким художественным вкусом и отсутствием шаблонного пафоса. Актерские роли, сыгранные Магкаевым, надолго остались в памяти зрителей, однако именно режиссура позволила раскрыть его настоящее мастерство.
С началом Великой Отечественной войны Алихан был призван в ряды Красной Армии. Он служил командиром взвода в 127-й стрелковой дивизии, которая позднее была преобразована во 2-ю гвардейскую дивизию за героизм, проявленный в Смоленском сражении. Магкаев участвовал в боевых действиях в составе 204-го гвардейского артиллерийско-минометного полка.
В 1942 году он принимал участие в обороне Нальчика и освобождении ряда городов Северного Кавказа. За это время трижды получал ранения, но продолжал выполнять свой долг. После обучения в артиллерийском училище и прохождения офицерских курсов Магкаев был зачислен в резерв Главного командования и участвовал в завершающих этапах войны, дойдя до Восточной Пруссии.
Старший лейтенант Алихан Магкаев погиб в феврале 1945 года в боях под Кёнигсбергом. Его имя занесено в список героев Великой Отечественной войны, он похоронен в поселке Голубево Калининградской области.

ОТ ЯГО ДО ВЕНЫ

Степан Иванович Газзаев родился в 1917 году в селе Ципран Дзауского района. Учился в Цхинвальской трудовой школе, где у него проявились первые признаки актерского дарования. Юношу увлекала театральная деятельность: он активно участвовал в школьных постановках, входил в любительские драматические кружки, а также пробовал себя в литературной работе – перерабатывал отрывки из классических произведений осетинской литературы для инсценировок.
Вскоре его талант заметили и в декабре 1933 года он стал стажером в только что созданном Юго-Осетинском драматическом театре. Тогда же началось настоящее погружение Газзаева в театральный мир, хотя сперва ему доставались только эпизодические роли. Но именно эти годы окончательно укрепили его намерение связать жизнь со сценой.
В 1936 году Газзаева в числе первых молодых представителей Южной Осетии направили на обучение в Ленинградский театральный институт. За время учебы его приглашали на Ленинградскую киностудию для участия в съемках фильмов, таких как «Комсомольск-на-Амуре», «Петр I» и «Наездник из Кабарды». После окончания института, в феврале 1941 года он в составе группы выпускников югоосетинской студии ЛГТИ вернулся в родной театр.
В предвоенные месяцы Степан успел сыграть одну из самых ярких своих ролей – роль Яго в спектакле «Отелло» по Шекспиру. Однако начавшаяся Великая Отечественная война кардинально изменила жизненный курс молодого актера.
Степан добровольцем ушел на фронт в 1941 году. Воевал в звании старшины, дважды был ранен и имел контузию. Участвовал в составе войск 3-го Украинского фронта в Венской наступательной операции, завершившейся в апреле 1945 года освобождением столицы Австрии. За мужество и героизм, проявленные в боях, награжден орденами Отечественной войны двух степеней, медалями «За отвагу» и «За победу над Германией».
После демобилизации Степан Газзаев снова вернулся к театральной деятельности, создал множество ярких образов, которые надолго остались в памяти зрителей. В 1954 году за профессиональные достижения ему было присвоено звание заслуженного артиста Грузинской ССР. Со временем актер-фронтовик расширил свои творческие горизонты — прошел режиссерскую практику во МХАТе и начал ставить спектакли. Среди его наиболее известных работ – постановки пьес «Отелло» (Шекспир), «Жених Гаци» (М. Шавлохов), «Азау и Таймураз» (Н. Джусойты) и «Фатима» (К. Хетагуров).

МАСТЕР САТИРЫ И ТРАГЕДИИ

Сослан Таджиевич Маргиев – один из известных актёров старшего поколения Юго-Осетинского драматического театра. Он родился в 1914 году в селе Тли Дзауского района. Жизнь юноши складывалась непросто: ещё в детстве он потерял отца, а его семья пережила тяжёлые испытания во время геноцида осетин в 1920 году. После изгнания меньшевиков мать с детьми вернулась на разрушенную родную землю, где маленький Сослан с ранних лет трудился, пас скот, помогая выжить родным.
В пятнадцать лет он уехал в Северную Осетию, начал работать в Садоне на шахте. Именно там, в клубе местных горняков, впервые увидел спектакль драматического театра Северной Осетии. Это событие стало поворотным в его жизни — он влюбился в театр без оглядки. Вскоре одарённого молодого человека привлекли к работе местного драмкружка, где Маргиев сделал первые шаги в актерской профессии.
В 1935 году начинающий артист вернулся в Южную Осетию и сразу же поступил в театр, где вскоре был направлен вместе с другими способными ребятами в Ленинградский театральный институт. В 1941 году, успешно завершив обучение, вернулся к себе на родину, но вскоре началась Великая Отечественная война. Среди выпускников ЛГТИ, ушедших в качестве добровольцев на фронт, был и Сослан Маргиев.
В боях неоднократно получал ранения. По состоянию здоровья его демобилизовали в 1943 году, после чего вернулся в Цхинвал. Через некоторое время он снова вышел на сцену и продолжил свою творческую деятельность до самого выхода на пенсию. За годы работы в театре Маргиев создал более полутора сотен ярких образов, особенно удачно исполняя роли в жанре сатиры и трагедии. Среди его значительных ролей — Бестола из трагедии Гриса Плиты «Чермен», Дзаха в постановке «Волки» («Бирæгътæ») по пьесе М. Гучмазова, Габе в спектакле «Мать сирот» («Сидзæр-гæс») по пьесе Д. Туаева, а также множество других запоминающихся персонажей. В знак признания профессиональных достижений Сослану Таджиевичу было присвоено звание заслуженного артиста Грузинской ССР.

ЛЮБОВЬ, СЦЕНА И ПОСЛЕДНЯЯ БИТВА АНДРЕЯ ТЕДЕЕВА

Андрей Ростомович Тедеев появился на свет в 1908 году в г.Цхинвале. В числе первых двадцати молодых абитуриентов Южной Осетии был направлен в 1936 году для получения театрального образования в Ленинградский театральный институт им. Островского. После успешного завершения обучения вернулся домой и стал актером Государственного драматического театра имени К. Хетагурова.
Еще во время учебы у Андрея зародились глубокие чувства к своей одногруппнице – будущей звезде осетинской сцены Нине Чочиевой. Их связь переросла в крепкую семью, в которой родился сын. Однако мирное семейное счастье вскоре нарушилось началом Великой Отечественной войны.
Андрей был призван в ряды Красной Армии в первый же день войны. Его направили на фронт, где он служил в должности помощника командира стрелкового взвода.
За проявленное мужество и героизм в боях дважды удостоен медали «За боевые заслуги». Командование отмечало: «Старший сержант Тедеев А.Р. неоднократно участвовал в боевых действиях против немецких захватчиков, получил два ранения и находится на фронте с первых дней войны».
Одними из самых тяжёлых стали бои за Восточную Пруссию. Андрей принимал участие в штурме города Лабиау (ныне Полесск) – важного опорного пункта противника, прикрывавшего дорогу на Кёнигсберг. 23 января 1945 года началось наступление на город, который обороняли засевшие в мощных укреплениях части немецко-фашистской армии. Советские войска столкнулись с яростным сопротивлением – отступая, противник уничтожал мосты и продолжал контратаковать с заходом в тыл.
Сражение под Лабиау стало последним для Андрея Тедеева. Он погиб 25 января 1945 года в ходе освобождения этого населённого пункта, вошедшего после войны в Калининградскую область. Андрей Ростомович похоронен в братской могиле вместе с 600 другими солдатами, павшими в тех боях.

НАВЕЧНО В ПАМЯТИ

Среди тех, кто встал на защиту Родины в годы Великой Отечественной войны, были и артисты Юго-Осетинского государственного драматического театра Ясон Цховребов, Хаджи-Мурат Аликов и Александр Хасиев. Истории их жизни и подвига дошли до нас в очень сжатом виде – информации о них сохранилось крайне мало.
По имеющимся архивным данным, Ясон Цховребов начал работать в театре в феврале 1938 года в качестве актера. Творческую деятельность совмещал с работой парикмахера при театре. В августе того же года был призван в ряды Красной Армии. С началом войны его направили на фронт. Должность, которую он занимал, — командир отделения, звание — старший сержант. С октября 1942 года Ясон Антонович Цховребов числится пропавшим без вести.
Хаджи-Мурат Аликов (известный также как Алыгкаты) и Алек-сандр Хасиев также ушли на фронт из состава театрального коллектива. К сожалению, обстоятельства их гибели достоверно не установлены. Ни точных дат, ни мест захоронения этих героев пока установить не удалось. Они, как и многие другие, стали частью большой и горькой истории войны, оставив в памяти потомков лишь свои имена.

Анна ТЕДЕЕВА