Как решить проблему перегруженности улиц? Очень просто – пересесть на велосипеды

Почему бы нам не перенять голландский опыт?

Количество личного автотранспорта в Цхинвале, кажется, растет не по годам, а по дням. По числу машин на душу населения наш город наверняка будет среди лидеров в мире. Граждан не пугает даже рост цен на ГСМ. Люди залезают в долги, берут кредиты и покупают автомашины, в основном, иномарки. Причем во многих семьях почти у каждого есть свой автомобиль, в том числе у женской половины.

Рост авторынка – новая проблема
Автомобильный бум в республике, наверное, свидетельствует об общем повышении благосостояния населения. С другой стороны, ситуация перерастает в глобальную для общества проблему.
Неширокие улицы Цхинвала никак не рассчитаны на большое количество машин. Транспортный коллапс на городских магистралях стал возникать с регулярной частотой. Из-за нехватки парковочных зон автомобили захватили газоны, тротуары, создавая неудобства пешеходам. Дворы многоквартирных домов превратились в автостоянки, негде играть детям. Другая проблема – ухудшается экология города. Возросло количество выбросов вредных веществ от автомашин в атмосферу. Но главная беда – бурная автомобилизация спровоцировала рост ДТП, в том числе со смертельным исходом.

Пора принимать меры
Что делать? В идеале необходимо расширить улицы.
Чтобы решить проблему перегруженности улиц, требуется принять комплекс мер. Эффективной мерой могло бы стать введение лимита на количество авто на семью.
Имеет смысл сделать платным парковку на тротуарах и во дворах муниципальных домов. Хотя официально положен штраф за парковку в неположенном месте, но разве эта санкция применяется к нарушителям? Судя по тому, что каждый ставит машину там, где хочет, не совсем. Так лучше просто сделать платной парковку. Думается, у многих водителей отобьется желание ставить «тачку» где попало. Наверняка найдутся и те, кто согласится платить некую сумму, лишь бы иметь место для стоянки транспорта. В этом случае госбюджет получит дополнительный источник дохода.
Следует разработать и другие различные механизмы.
В качестве альтернативы можно пользоваться велосипедом. Это средство передвижения идеально подходит для небольшого Цхинвала. В мороз или дождь он не помощник, но большую часть времени года в нашей республике стоит благоприятная для велоезды погода.

Прост в содержании и бензин не нужен
В свое время власти Голландии для обеспечения безопасности дорожного движения провели масштабную работу по развитию велосипедной инфраструктуры и убеждению горожан отказаться от автотранспорта. Результат оказался впечатляющим. Сегодня в стране тюльпанов более половины поездок совершается именно на великах. Как следствие, значительно снизился уровень аварийности на дорогах. На велосипедах катаются женщины, старики и даже монахини.
Неприхотливый двухколесный извозчик имеет много преимуществ. Его не надо заправлять топливом и он не требует дорогостоящего обслуживания. Велосипед, в отличие от машины, не занимает много места, с его парковкой не возникнет особых проблем.
К сожалению, в Цхинвале во время ремонта улиц не предусматривают строительство велодорожек. Да и трудно найти для них место на узеньких улочках, на некоторых даже тротуаров нет. Но это не повод отказываться от идеи перехода на велотранспорт.
Разумеется, не все сразу пересядут на двуногих железных коней. В отличие от развитых стран, где автомобиль перестал восприниматься как роскошь или показатель социального статуса, у нас многие покупают иномарки ради «понтов», чтобы показать свою крутость. Однако при грамотном подходе к делу, введении различных мер двухколесики начнут набирать популярность и в Южной Осетии.
Необходимо развернуть основательную велокампанию. Пример следует показать чиновникам. Во многих странах министры, депутаты и городские управленцы ездят на работу или мероприятия на великах.
На далекие расстояния, разумеется, нужен автомобиль. А если на работу или в магазин, то почему не покрутить педалями? В тех же Нидерландах люди даже детей везут в садики и школы на велосипедах. Существуют специальные семейные модели этого вида транспорта с двумя и тремя сиденьями.
Удовольствие с пользой
Поездка на велике не только безопасна, но полезна для здоровья. Научно доказано – велоезда замедляет процесс старения и помогает поддерживать активность иммунной системы.
В Цхинвале не столь часто, но тоже встречаются велолюбители. 55-летний Виталий Габараев пересел на велик еще с детской коляски. У него есть автомашина, однако мужчина часто предпочитает ему своего двухколесного друга. «Не могу представить свою жизнь без велосипеда. Он стал частью меня, – говорит Виталий. – Если не надо везти что-то тяжелое, то передвигаюсь на нем, а не на машине».
А. Джиоева совершает велопрогулки ранним утром. Для нее это увлечение и способ поддерживать физическую форму. А вот на работу она не решается брать любимый транспорт, обычно ходит пешком. «Пока стесняюсь ездить на работу на велике, боюсь, что окружающие будут подшучивать. Надеюсь, настанет время, когда больше людей будут пользоваться велосипедами. Тогда и мне станет проще», – мечтает молодая женщина.
Нельзя считать, что опыт Голландии – утопия для Южной Осетии. При решительной и грамотной транспортной политике можно добиться неплохих результатов. Жить в уютном, экологически чистом и безопасном городе – зависит от нас.
А.БАГАЕВ