20 июня осетинский народ отметил очередную годовщину расстрела 13 коммунаров в 1920 году
Если сегодня спросить граждан Республики о том, что они знают о геноциде 1920 года, то более или менее внятный ответ мы получим от представителей старшего поколения. Да и они не все смогут рассказать нам о тех страшных днях. Что же касается молодежи, то здесь результат будет намного хуже. Главная причина этого беспамятства заключается в том, что мы, осетины, почему-то очень скоро забываем, прощаем нашим врагам – грузинским меньшевикам (1920 гг.), грузинским фашистам (1989-2008 гг.) кровавые преступления, которые они устроили в Осетии. Ни один геноцид они не признали. Об осуждении и говорить нечего. Когда совершенное зло не наказывается, оно повторяется еще много раз.
После распада Российской империи в 1917 г. вышедшая из состава России Грузия начала аннексировать территорию Южной Осетии против воли народа, что, соответственно, повлекло за собой волну протеста осетинского народа. Начались вооруженные восстания трудящихся Южной Осетии за свои права, а самое главное – за стремление находиться в составе Великой России. Точно такая же картина сложилась и после распада Советского Союза. А тогда, в 1920 г., Южная Осетия подверглась вооруженной агрессии со стороны меньшевистского руководства Грузии, и в результате геноцида осетинского населения наша территория была аннексирована. По официальным данным, погибших было 18 тысяч человек, более 50 тысяч человек стали беженцами. Все села Южной Осетии были сожжены дотла, а имущество разграблено. В осетинской литературе описаны те дни в нашей истории. Перечитывая эти произведения, мы пытаемся представить, как такое могло произойти, как наш народ смог выдержать, выстоять после страшных ударов судьбы.
Мы не имеем права забывать нашу историю, прощать врагам кровавые преступления, совершенные против осетинского народа. Геноцид не должен иметь такого понятия, как срок давности! Мы должны говорить о нем и добиваться его международного признания. Только в этом случае наш малочисленный осетинский народ может избежать очередного геноцида в будущем. На примере армянского народа мы тоже должны постоянно «бить в колокола» и требовать признания геноцида нашего народа перед мировым сообществом.
О том, как были расстреляны 13 коммунаров, – участники борьбы за независимость Южной Осетии, – написано много.
Как известно из истории Осетии, 8 июня 1920 г. г. Цхинвал в результате ожесточенных боев был очищен от меньшевистских войск и на всей территории Южной Осетии была провозглашена Советская власть. Через несколько дней, т.е. 12 июня, после массированного обстрела Присских высот, в г.Цхинвал ворвалась грузинская меньшевистская гвардия. Отряды осетинских повстанцев, прикрывая отход мирного населения, с тяжелыми боями отступали в сторону гор.
В каждый дом Осетинской слободки, где компактно проживало осетинское население Цхинвала (это нынешний район улиц Осетинская и Туганова), врывались карательные отряды меньшевиков. Практически все население осетинской национальности сразу же было уничтожено. Спаслись только те, кто смог отступить вместе с повстанцами в горы, или кого смогли спрятать родственники другой национальности.
В результате боевых действий в плен к грузинским карателям попали 13 человек сопротивления. Сегодня кажется удивительным, почему эти 13 патриотов тоже не были уничтожены сразу. Наверное, для устрашения и подавления воли к сопротивлению грузинским меньшевикам необходима была публичная казнь. Люди, пережившие геноцид 1920 года, рассказывали о том, как грузинские варвары устраивали и другие показательные казни наших патриотов. Бывали случаи, когда людей шашками разрубали на части.
Среди 13 коммунаров был и 16-летний подросток. Всех их содержали в подвале дома, который сегодня находится рядом со зданием комитета по делам молодежи.
После установления советской власти в Южной Осетии в 1921 и в 1923 гг. проводилось следствие по обстоятельствам дела о расстреле 13 коммунаров. Материалы дела составили несколько сот страниц показаний, и за каждой строкой свидетельских показаний проступает трагедия коммунаров…
Приговоренных силой пытались заставить самим себе вырыть могилу, но из этого ничего не получилось. Из г.Цхинвала меньшевики пригнали нескольких местных жителей, которых заставили копать траншею. Подразделение национальной гвардии, которое состояло из тбилисских рабочих, отказалось принимать участие в расстреле. Выполнить роль палачей вызвались представители местных меньшевиков. Коммунаров выстроили в две шеренги, а затем по ним был произведен залп из винтовок и револьверов. Тех, кто не погиб сразу, стали добивать одиночными контрольными выстрелами.
В материалах следствия по делу 13 коммунаров можно прочитать много свидетельств о сущности палачей. Так, священник Кванчахадзе кричал в истерике во время расстрела: «Бей коммунистов и осетин!» А другой палач, Ила Мамсурадзе, обещал после осетин приступить к истреблению армян. Слова грузинского священника позже подхватили гитлеровские штурмовики: «Бей коммунистов и жидов!». Что тут говорить – фашизм везде остается фашизмом!
В основном все участники расстрела 13 коммунаров понесли суровую кару. Один был растерзан родственниками убитых, другие были казнены решением военного трибунала, некоторые погибли в боях.
Память о 13 коммунарах жива в памяти осетинского народа.
На месте гибели коммунаров воздвигнут обелиск.
Их именем названа улица г.Цхин-вала. М.Туганов написал картину, посвященную подвигу 13 коммунаров, которая, к сожалению, пропала.
Дело, за которое погибли 13 коммунаров, должны знать и ценить наши дети, начиная со школьной скамьи.
Инал ТИБИЛОВ