Информационный прорыв и культурная дипломатия как способ упрочить положение РЮО

Празднование юбилейной даты – 15 лет со дня признания независимости Южной Осетии Российской Федерацией стало побудительным импульсом для российских и югоосетинских экспертов, представителей общественности и политических кругов задуматься о перспективах дальнейшего развития республики. И этот аспект, судя по всему, является одним из ключевых смыслов в информационной и идеологической составляющей 15-летия признания. Благо процессы, развернувшиеся вокруг Южной Осетии, подталкивают югоосетинский политикум и общество в целом к серьезным переменам, в том числе в вопросе более активного позиционирования республики.

Ранее традиционным лейтмотивом различных мероприятий, проводимых в связи с очередной годовщиной судьбоносных для Южной Осетии августовских событий, выступали эмоциональные оценочные суждения, нередко весьма пафосные. Впрочем, для этого есть достаточно оснований, учитывая историческую значимость решений, принятых Россией в августе 2008 года в отношении Южной Осетии.
Второй по актуальности темой, влияющей на формирование информационного контента югоосетинских СМИ, как правило, становилось проведение параллелей между теми или иными событиями современности, которые также стали определяющей вехой в плане ускорения геополитических процессов, направленных на смену однополярной модели.
В их числе добровольное присоединение Крыма к РФ в 2014 году, ввод российского контингента в Сирию, позволивший спасти эту страну от окончательного разрушения. И, наконец, начало Специальной военной операции Российских вооруженных сил на Украине с последующим вхождением четырех новых регионов в состав РФ.
Опять-таки логика в проводимых аналогиях более чем убедительная, особенно если учесть, что август 2008 года по всеобщему признанию действительно стал стартовой точкой для становления нового статуса России на международной арене. К слову сказать, «жанр» исторических параллелей активно используют и высокопоставленные российские политики. Спикер Государственной думы РФ Вячеслав Володин, к примеру, в своем комментарии по поводу событий 8 августа 2008 года отметил схожие моменты между ситуацией в Грузии на тот период и сегодняшней Украиной. Он сравнил русофобский режим Михаила Саакашвили с таким же по идеологическому содержанию режимом Владимира Зеленского. Спикер Госдумы предрек последнему участь лидера «революции роз», который потерял все и напоследок угодил в тюрьму.
«Судьба марионеток Вашингтона и Брюсселя всегда заканчивается одинаково – от них избавляются. Саакашвили запомнился только жующим галстук. Он изгой, заключённый в тюрьме. То же самое ждёт Зеленского. Он следующий», – резюмировал Вячеслав Володин.
Такой же комментарий последовал от заместителя председателя Совбеза РФ Дмитрия Медведева, который в 2008 году, будучи президентом РФ, непосредственно принимал решения по Южной Осетии.
«За спиной недоумка Саакашвили стоял коллективный Запад, который уже тогда стремился раскачать ситуацию в непосредственной близости от границ России. Наши Вооружённые силы за пять дней быстро и жёстко наказали оборзевших националистов. Защитили от врага наших людей, которые жили в Абхазии и Южной Осетии. Дали новым государствам возможность развиваться при поддержке России», – подчеркнул экс-президент РФ.
По его словам, сегодня США и их союзники снова ведут чужими руками преступную войну, пытаясь стереть Россию с лица земли.
«Против нас практически в открытую воюет вся система НАТО. У нас достаточно сил, чтобы решить все задачи специальной военной операции. Как и в августе 2008 года, наши враги будут раздавлены, а Россия добьётся мира на своих условиях», – заключил Дмитрий Медведев.
Использование подобных аналогий, подтверждающих значимость событий 2008 года для современной России, среди российских политиков и экспертов носит регулярный характер. Показательным в этом отношении стал и первый международный гуманитарный форум в Южной Осетии, прошедший в середине августа в Цхинвале с участием целого десанта российских политологов, журналистов и общественников.

Осмысление и обозначение перспектив

Одним из наиболее важных результатов гуманитарного форума, помимо озвучивания оценок касательно геополитического значения исторических решений руководства России в августе 2008 года, можно назвать обозначение перспективных направлений гуманитарного развития Южной Осетии. Для нашей республики, которая достаточно долгое время пребывала во власти местечковой повестки, трансляция подобных идей имеет принципиальный характер.
Югоосетинское общество, нередко чрезмерно увлекаясь обсуждением вопросов сугубо внутреннего характера, забывает о том, что Южная Осетия находится не в условиях межзвездного вакуума. Процессы, происходящие вокруг республики, требуют своевременного и качественного реагирования с учетом потенциальных возможностей Южной Осетии. В свое время активность, целеустремленность и умелое использование меняющейся конъюнктуры помогли РЮО добиться признания независимости со стороны России. В сегодняшних сложных условиях, когда происходят кардинальные изменения в геополитической картине мира, точно такая же системная активность, опирающаяся на правильно обозначенные приоритеты и последовательность в реализации актуальных задач, даст возможность республике упрочить свое положение. Под этим определением в том числе подразумевается расширение международных связей и окончательный прорыв дипломатической изоляции, которую Грузия и ее западные союзники десятилетиями выстраивали вокруг Южной Осетии.
Причем сделать это одними лишь усилиями по линии дипломатии вряд ли удастся. Особый акцент в данном случае следует поставить на формировании новой внешней информационной политики, которая благодаря геополитическим изменениям может получить новые точки реализации. В частности, речь идет о налаживании сотрудничества с информационными ресурсами дружественных Южной Осетии стран Латинской Америки. Наиболее перспективными с точки зрения интересов РЮО представляются контакты с телеканалом «Telesur», штаб-квартира которой находится в столице Венесуэлы городе Каракасе.
«Telesur» был создан в 2005 году по инициативе легендарного команданте Уго Чавеса для противодействия агрессивной пропаганде западных СМИ. Телеканал охватывает своим вещанием весь латиноамериканский регион. Участие в его финансировании принимают правительства Венесуэлы, Аргентины, Кубы и Уругвая. За прошедшие годы детище Чавеса расширило международную аудиторию, наладив сотрудничество с российским «Russia Today», китайским CCTV, иранскими Press TV и HispanTV, общеарабским телеканалом Al Mayadeen.
«Telesur» вместе с партнерами успешно оппонирует однобокому освещению происходящих событий со стороны ведущих западных медиа, вынуждая Вашингтон болезненно реагировать на материалы телеканала. Нетрудно представить, какие возможности по продвижению позиций Южной Осетии в Латинской Америке открывает налаживание сотрудничества с указанным ресурсом. Абхазия, к примеру, уже лет пять развивает продуктивные контакты с «Telesur». Еще в 2017 году между Государственной радиотелевизионной компанией Абхазии и «Telesur» был подписан меморандум о взаимопонимании для распространения объективной и достоверной информации в медиа-пространстве.
Между сторонами регулярно проходят встречи, в ходе которых обсуждаются вопросы обмена информацией, новостными и иными материалами. По всей видимости, руководство канала «Telesur» будет не прочь расширить список своих информационных партнеров, добавив в него ГТРК «ИР» или же другое югоосетинское СМИ. Перспективным направлением для Южной Осетии является также выстраивание сотрудничества с сирийскими СМИ, уже имеющими опыт работы с нашей республикой.
К тому же, если говорить о формировании актуальной повестки для динамичного взаимодействия, то у югоосетинских медиа есть много точек соприкосновения с венесуэльскими и сирийскими СМИ, включая неприятие насаждаемых Западом либеральных ценностей и борьбу с экспансией США и их марионеток.
Помимо информационных ресурсов, у Южной Осетии открываются возможности более активного использования потенциала культурной дипломатии. В этом аспекте важные моменты прозвучали в ходе встречи президента РЮО Алана Гаглоева с представителем Министерства иностранных дел в странах Бенилюкса Радионом Пухаевым. Помимо реализации проектов культурного характера в странах Европы намечено проведение Дней осетинской культуры в Индии и в Бразилии, а затем и в других странах БРИКС. С учетом усиления влияния БРИКС и резкого увеличения количества стран, стремящихся войти в состав этого международного объединения, нетрудно представить, какую роль может сыграть культурная дипломатия в плане повышения узнаваемости Южной Осетии и формирования ее привлекательного образа.

А. ТЕДЕЕВ