Христофор Плиев внес огромный вклад в национальную музыкальную сокровищницу

 

Христофору Плиеву исполнилось бы 101 год со дня рождения. Заслуженный деятель искусств РСФСР, выдающийся осетинский композитор, один из основоположников осетинской композиторской школы. Первая национальная опера «Коста», первый осетинский балет «Лесная девушка», первая оперетта на осетинском языке «Весенняя песня» стали особой вехой на пути развития академической музыкальной традиции в Осетии.
Христофор Плиев родился 20 января 1923 года в с.Верхний Рук Южной Осетии. Будущий композитор не сразу нашел себя в музыке, хотя увлечён был ею с детства. Среднее специальное образование он получил в педагогическом училище г. Сталинира, затем поступил на физико-математический факультет Сталинирского пединститута, параллельно работая артистом инструментальной группы Юго-Осетинского ансамбля песни и танца. С началом Великой Отечественной войны Х. Плиев был призван в армию, сражался на Закавказском и Юго-Восточном фронтах до самого окончания войны, удостоившись боевых наград. После демобилизации Христофор вернулся в родные места. В 1948 г. поступил на национальное отделение Московской государственной консерватории, где обучался сначала по классу фортепиано, а с 1952 года – по классу композиции.
Первыми работами Х. Плиева в качестве композитора были романсы на стихи К. Хетагурова. Эти сочинения покоряли экспрессией и богатой мелодикой, яркими национальными акцентами. Уже на протяжении 1950-х гг. и после окончания консерватории Х.Плиев создал целый ряд крупных произведений – Увертюру № 1, Вариации для фортепиано, кантату, ораторию, симфоническую поэму «Песни родного края», оркестровую «Осетинскую сюиту». После окончания консерватории в 1957 году Х. Плиев переехал во Владикавказ, где стал активно заниматься музыкальной деятельностью. В 1958 г. молодой композитор был принят в Союз композиторов СССР.
Х. Плиев тесно связал свою деятельность с Северо-Осетин-ским музыкальным театром, а его комедии и оперетты в разные годы ставились в Тбилиси, Ташкенте, Иркутске, Хабаровске и других городах СССР. С 1968 по 1984 гг. Христофор Сосланович возглавлял Северо-Осетинский Союз композиторов и эти 16 лет стали временем расцвета творческой организации, временем премьер, музыкальных фестивалей, гастролей, обменных концертов.
В историю осетинского музыкального искусства Х.С. Плиев вошёл не только как автор оперы «Коста», ставшей вершиной его творчества, но и оперы «Фатима», семи оперетт, водевиля, ряда камерных и вокально-симфоничес-ких произведений, музыки к спектаклям и фильмам, а также романсов и первых осетинских эстрадных песен, которые и сегодня популярны и любимы слушателями – «Зали», «Фатимочка», «Маленький джигит», «Ты – моя радость», «Родное село», «Песня Маира» и многие другие.
Музыкальная деятельность Христофора Плиева началась с работы в оркестре Государственного ансамбля песни и танца Южной Осетии под руководством Б. А. Галаева в 1937-м году. С 1947 по 1952 г. проходил обучение в студии национального отделения Московской консерватории им. П. И. Чайковского, а затем на композиторском факультете, в классе профессора В. Г. Фере.
Периодом авторского становления можно считать 60-е годы прошлого века. Христофор Плиев уже работал в то время во всем многообразии музыкальных жанров и форм, трудился над созданием музыки к театральным спектаклям. Настоящее признание принесла ему опера «Коста». В 1960-м на декаде осетинского искусства и литературы в Москве опера, дирижером которой выступила прославленная Вероника Дударова, была по достоинству оценена аудиторией и музыкальной критикой.
На материале творения Х. Плиева был снят фильм «Возвращение Коста», получивший в 1968 г. премию на Всесоюзном фестивале телевизионных музыкальных фильмов.
«Звонкоголосым первенцем» назовут его оперетту «Весенняя песня». Ничего подобного до этого не звучало на осетинской сцене. Благодаря таланту Христофора Плиева первая осетинская национальная оперетта на родном языке со дня премьеры и по сей день остается бестселлером в этом жанре. Полная задора, жизнелюбия, оптимизма, она снискала заслуженную славу не только в Осетии.
Христофор Плиев проделал большой путь в музыкальном ис-кусстве от поющего на слух парнишки до автора крупных произведений, пишущего в разных жанрах и формах. Он внес огромный вклад в музыкальную сокровищницу Осетии. Он автор многих популярных мелодий, музыкальных комедий, первых эстрадных песен, полюбившихся в родной Осетии. От-зывчивый друг и коллега, он смотрел на творчество как на суть человеческого выражения в звуках, проблем не только лично лирических, но и национально-мас-штабных. Современники композитора помнят его как человека, который мог по достоинству оценить работу другого музыканта. Есть немало историй о том, как он помог тому или иному музыканту. Известно, что молодой Булат Газданов как гармонист часто участвовал в его музыкальных спектаклях.
Многими наградами оценены заслуги композитора перед государством и своим народом. Он заслуженный деятель искусств РСФСР с 1960 года, лауреат премии им. Коста Хетагурова (1966 г.). Его не стало в 1992 году, он похоронен во Владикавказе.
Плиева по праву называют первооткрывателем и классиком осетинского национального музыкального театра, он внес огромный вклад в музыкальную сокровищницу Осетии.

Подготовила К. БАГАЕВА