Надо посоветовать лидерам независимых государств избегать появления на просторах своих стран М.Саакашвили, бывшего президента Грузии. Очень уж у него «плохая нога». Правил он в Грузии, и безвозвратно «потерял» Южную Осетию и Абхазию, прилетел в Украину – и из страны «ушел» Крым.
Да и властям самой Грузии лучше всего сделать персоной нон-грата М. Саакашвили, а то глядишь и появятся новые претенденты на выход из состава страны. А такая тенденция, возможно, снова проявится в связи с модой на национальные суверенитеты.
В современной исторической литературе понятие трайбализма – племенной разобщенности – используют применительно к народам Африки. Действительно, это явление как нигде сильно на африканском континенте. Однако, этот пережиток проявляется и в других странах. Многие процессы в новой истории Грузии стали бы понятнее, если бы мы попытались их рассмотреть через призму межплеменных отношений.
Проявление трайбализма заложено в самом принципе формирования грузинского государства. Ведь государственность в стране возникла в результате объединения различных племен, населявших ее современную территорию. В наследство от этого и сохранилась до наших дней обособленность исторических провинций – Картли, Кахети, Мингрелии, Сванетии, Гурии, Рача, Хевсурети. Из всех перечисленных регионов именно Мингрелия традиционно является главным источником межплеменных осложнений.
Исторически мингрелы составляют одну из многочисленных народностей Грузии, хотя грузинская официальная наука всегда считала их собственно грузинами. Но в мировой этнологической науке мингрелы, как и сваны, традиционно отделяются от картвелов-грузин. Да и в своем этническом самосознании сами мингрелы не отождествляют себя с грузинами. Отличие языка, культурных традиций и религии, иной хозяйственный быт – все это сделало данный народ таким же самобытным, как и грузин-картвелов.
Та роль, которую играл этот народ в политической и общественной жизни Грузии, по мнению самих мингрел, никогда не соответствовала их положению. В политическом руководстве Грузии, в среде интеллигенции основную массу всегда составляли выходцы из Восточной Грузии. Это было особой традицией. Поэтому в самосознании мингрелов всегда была установка на то, чтобы упорно пробиваться в верхи. И это им, определенно, удавалось. Примером этому служат Ной Жордания, глава грузинской меньшевистской республики, небезызвестный Лаврентий Берия, классик грузинской литературы Константинэ Гамсахурдиа. Очевидно поэтому, приход к власти мингрела Звиада Гамсахурдиа в постсоветской Грузии многие его соплеменники расценили как возможность занять подобающие места во властной иерархии. Это вскоре и подтвердилось обилием мингрельских фамилий в списке руководящих лиц, назначенных Гамсахурдиа, что, в свою очередь, вызвало недовольство грузин-картвелов, традиционно занимавших ключевые посты во властных структурах государства.
В это период активность стали проявлять и сваны – Тенгиз Китовани и Джаба Иоселиани, представители еще одной этнической группы. Именно они, возглавившие в тот период грузинскую армию и крупнейшее неформальное подразделение «Мхедриони», решили сломить гегемонию мингрелов. Отстранение от власти Гамсахурдиа в 1992 году многие в Мингрелии восприняли как крах надежд целого народа. Ведь в обыденном сознании мингрелов всегда присутствовал комплекс дискриминации со стороны картвелов. По этой же причине в Мингрелии всегда существовало неприятие центральной власти, верховенства грузин-картвелов.
В постсоветской Грузии движение в сторону независимости началось не только в Осетии и Абхазии. Особенно ярко оно оформилось в Мингрелии после второго возвращения экс-президента Гамсахурдиа. В Зугдидском районе, в самом центре Мингрелии он попытался организовать параллельные структуры власти. Играя на межплеменных отношениях, бывший президент Грузии мог тогда не только свалить устранивший его Госсовет во главе с Э. Шеварднадзе, но и развалить страну. Однако победоносное шествие экс-президента и его мингрельской гвардии остановили российские танки. Угроза раскола страны миновала.
Началось подавление мингрельской Вандеи, которое происходило с невероятной жестокостью. Карательные отряды состояли из сванов и картвелов. Сжигались целые селения.
Мингрельский сепаратизм был подавлен силой. Однако, это явление свойственно не только этому региону. Ведь межплеменные противоречия сильны и в Аджарии, к тому же здесь они основаны еще и на религиозном антагонизме между аджарцами-мусульманами и грузинами-христианами. Даже Советская власть, учитывая серьезность подобных противоречий, пошла на беспрецедентный шаг – создание отдельной республики для аджарцев в самой Грузии. Это решение было продиктовано так называемым Карским договором от 1921 года, заключенным Советской Россией и Турцией. В этом договоре есть пункт, дающий право при определенных условиях вводить турецкие войска в Аджарию. Причина может быть легко найдена, достаточно столкновений на межрелигиозной почве.
Религиозная ситуация в современной Аджарии своеобразна. В период советского официального атеизма многие аджарцы – мусульмане отошли от ислама. Однако значительная часть аджарцев, особенно в горных районах, осталась верна вере предков. Сегодня определенная часть аджарской молодежи регулярно проходит обучение в турецких религиозных центрах. В этой связи возрастает вероятность конфликта между христианами и мусульманами.
И в экономическом плане Аджария уже давно завязана на Турции. В Батуми значительная часть строительного, торгового и туристического сектора – рестораны, гостиницы, пансионаты, а также аэропорт принадлежат гражданам Турции.
Аджария, в течение трехсот лет являвшаяся частью Османской империи, в среде турецкой элиты по-прежнему воспринимается как часть «исконной» турецкой территории. Недавно МИД Грузии под давлением грузинской общественности обратился за разъяснениями к турецкой стороне по поводу ситуации, сложившейся вокруг турецких учебных пособий, в которых Аджария вместе с Батуми была представлена как часть Турции. Власти Батуми решили усилить контроль и над гидами из Турции, рассказывающими туристам историю этого края как турецкого. Понятно, что планы обособления аджарцев в случае чего будут всецело опираться на поддержку Анкары.
Здесь надо отметить, что усиление влияния Турции в Аджарии происходило при поддержке того же М. Саакашвили. Грузинское руководство само выступало инициатором экономического и политического сближения с Турцией. Данная политика была определена провозглашенной Саакашвили на заседании Генеральной ассамблеи ООН в сентябре 2010 года идеи «объединенного Кавказа», куда по замыслу тогдашнего президента Грузии должна была войти и северо-восточная Турция. Однако альянса не получилось, а Турция в Аджарии утвердилась де-факто. Теперь остается ждать, чтобы это положение станет и де-юре.
Трайбализм справедливо считается символом реликтовых социально-общественных отношений. Однако сегодня это явление из экзотической и далекой Африки все еще живет и в современной Грузии, считающей себя Европой.
Аналитический отдел газеты «Южная Осетия»