Спустя несколько месяцев после парламентских выборов 2024 года грузинская политическая сцена продолжает сохранять привычный антураж: партия «Грузинская мечта» удерживает власть, несмотря на давление со стороны оппозиционных сил и большинства стран ЕС. При этом, вопреки бурным «семейным» ссорам с западными политиками, ее стратегический курс в отношении НАТО и ЕС остается неизменным. Как и ожидалось, правящие круги в Грузии, активно отработав этап громких предвыборных деклараций, вернулись к привычной риторике. Тбилиси вновь провозглашает в качестве главного приоритета интеграцию в евроатлантические структуры и одновременно на постоянной основе использует набившие оскомину пропагандистские термины: «оккупация России», «оккупированные территории», «грубое нарушение суверенитета и территориальной целостности» и т.п. Официальные структуры Грузии, быстро забыв о сентиментальных призывах извиниться перед осетинами за агрессию, вернулись к прежней политике дипломатической изоляции Южной Осетии и Абхазии, выступая с необоснованными обвинениями на международных площадках.
Единственные отличия наблюдаются на уровне тактических нюансов, которые, тем не менее, могут иметь весьма далеко идущие последствия для Грузии. Если раньше Тбилиси стремился к евроатлантической интеграции через Брюссель и Вашингтон, то теперь, похоже, главным партнером Грузии на этом сомнительном поприще становится Турция. Подобные выводы можно сделать, анализируя внешнеполитические шаги грузинского правительства. Достаточно сказать, что новый министр иностранных дел Грузии Мака Бочоришвили свои первые официальные визиты совершила именно в Турцию и Азербайджан, а не в Брюссель или Вашингтон. Её переговоры с главой МИД Турции Хаканом Фиданом, прошедшие две недели назад, сопровождались знаковыми заявлениями. По итогам встречи стороны подтвердили важность трехстороннего стратегического партнёрства Грузии, Турции и Азербайджана, а также объявили о подготовке визита президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана в Тбилиси.
По информации МИД Грузии, «особый акцент был сделан на важности платформы трехстороннего стратегического партнерства Азербайджан-Грузия-Турция, в рамках которой в Турции пройдет очередная встреча глав МИД трех стран». Стороны подчеркнули важность проектов газопровода Баку-Тбилиси-Эрзурум, железной дороги Баку-Тбилиси-Карс с учетом концепции «Среднего коридора».
«Турция, Азербайджан и Грузия давно участвуют в развитии весьма важных проектов, имеющих достаточно высокую стратегическую функцию. У нас уже есть образцовые отношения между тремя странами – Турцией, Грузией и Азербайджаном», – заявил глава МИД Турции Хакан Фидан после встречи с Макой Бочоришвили.
Последняя в свою очередь подчеркнула особые отношения Грузии с Турцией. «Мы видим Турцию как важнейшего регионального игрока, которому принадлежит особая роль в вопросах глобального и регионального значения. Турция – особый друг Грузии. Нам нужна поддержка Турции в интеграции Грузии в НАТО», – заявила Мака Бочоришвили.
Содержание дипломатического мероприятия создало четкое ощущение того, что Анкара готова стать новым покровителем Грузии и предлагает поддержку «Грузинской мечте» на фоне давления со стороны Евросоюза. Более того, речь идет о том, что Турция может помочь Грузии продвинуться на пути интеграции в НАТО.
В этом контексте слова Маки Бочоришвили выглядят как презентация новых акцентов во внешней политике нынешних властей Грузии. По всей вероятности, в ответ на обвинения в «пророссийской» и «прокитайской» ориентации, «ГМ» пытается продемонстрировать, что Грузия на практике усиливает связи с одним из ключевых членов Североатлантического альянса.
Заявления, сделанные главой МИД Грузии в ходе переговоров с ее турецким коллегой, полностью созвучны и с тезисами недавнего интервью Маки Бочоришвили испанскому агентству EFE, где она подчеркнула, что вступление в НАТО остается главной целью Тбилиси. Более того, министр напомнила об обещаниях альянса, данных Грузии еще в 2008 году, отметив, что «двери должны быть открыты».
Здесь важно отметить, что подобные нарративы звучат из Тбилиси на фоне изменений, происходящих в отношениях Турции и Евросоюза. После обострения противоречий между новой администрацией США и руководством ведущих европейских стран, роль Анкары в вопросах безопасности рассматривается в ЕС совсем с другого ракурса.
Иллюстрацией новых тенденций, в частности, стал призыв генсека НАТО Марка Рютте к лидерам Европейского союза активизировать взаимодействие с Турцией, оставив прежние разногласия. Рекомендации Рютте напрямую связаны с позицией президента США Дональда Трампа в отношении обеспечения безопасности Европы. В этой связи странам ЕС приходится, наступив на горло собственной песне, рассматривать возможность расширения сотрудничества с Турцией, имеющей самые мощные вооруженные силы в НАТО после Соединенных Штатов. Одновременно происходит активизация двусторонних контактов европейских стран с Анкарой. В свете текущих реалий вновь стала актуальной тема евроинтеграции Турции, еще недавно считавшаяся бесперспективной.
С учетом данного обстоятельства стремление нынешних властей Грузии использовать турецкий фактор для урегулирования проблем с оппонентами в Европе выглядит вполне логичным. Вместе с тем, немало вопросов вызывает склонность к столь частым и эпатажным внешнеполитическим кульбитам. Если в Тбилиси вознамерились использовать Анкару по накатанной схеме, дабы затем в нужный момент кинуть ее, как и других своих партнеров, то с Эрдоганом подобный номер не пройдет. Влияние тюркского тандема в лице Турции и Азербайджана на Грузию с каждым годом планомерно усиливается, охватывая как экономику, так и военную и внешнеполитическую сферы. После захвата Нагорного Карабаха этот процесс только ускорился. Тбилиси сейчас может выступать лишь в роли младшего партнера Баку и Анкары в силу несопоставимости потенциалов, а еще более тесное сближение с тюркским тандемом с высокой вероятностью приведет к установлению вассальной зависимости Грузии, как это было в историческом прошлом.
К. ТЕДЕЕВ
