На этой неделе в школах Южной Осетии прозвенели первые звонки, учащиеся после летних каникул наконец вернулись за парты. Начался новый учебный год, новый отрезок долгого пути в страну знаний.
Между тем не многие из нас знают о том, что 8 сентября весь мир отмечает Международный день грамотности.
Международный день грамотности был учрежден ЮНЕСКО в 1966 году по рекомендации «Всемирной конференции министров образования по ликвидации неграмотности», состоявшейся в Тегеране в сентябре 1965 года. Эта дата напоминает о важности грамотности в жизни людей и общества и о необходимости укрепления усилий по ее распространению.
Известно, что грамотность – степень владения человеком навыками чтения и письма в соответствии с грамматическими нормами языка, помогает нам не делать ошибки не только в предложениях и словах, но и в жизни. Как правило, образованные люди с широким кругозором бывают успешнее и активнее реализуют свои способности в жизни.
Вместе с тем именно грамотность является одним из важных показателей социально-культурного развития населения.
В этой связи интересно, что по данным специалистов ЮНЕСКО, в наши дни произошли в этой сфере удивительные факты. Так, например, вследствие пандемии около 24 миллионов учащихся не вернулись к формальному образованию, из них 11 миллионов — девочки и молодые женщины.
По данным того же ЮНЕСКО, в мире проживают 773 млн человек, которым не хватает базовых навыков грамотности. Шесть из десяти детей и подростков (617 миллионов) не достигают минимальных уровней владения навыками чтения и счета. Примерно 267 миллионов детей не посещают школу.
Таковы тенденции в мире.
Конечно, в Южной Осетии все граждане имеют доступ к знаниям, наше общество всегда отличалось высоким процентом людей с высшим образованием, и это радует.
Однако современные тенденции и кризис COVID-19 внесли нарушения в процесс обучения детей, молодежи и взрослых в беспрецедентных масштабах. Они нанесли ощутимый вред уровню образования. Это отмечают все педагоги.
Неожиданный переход к дистанционному обучению выявил большой разрыв возможностей подключения к глобальной сети, инфраструктуры и способности использовать технологии.
Министерство образования Южной Осетии предлагает новаторские пути решения существующих проблем, направленные на дальнейшее повышение уровня грамотности.
В Южной Осетии, в некоторых цхинвальских школах тоже появилась традиция празднования этого дня: проводятся открытые уроки, ученики читают стихотворения, рассказывают о возникновении письменности, а затем и книгопечатания. Учителя знакомят учащихся с историей праздника, говорят о важности образования в современном обществе, на примерах подтверждая, что грамотность – это своего рода «лицо» человека, что в обществе всегда ценятся грамотные люди, и что быть грамотным – престижно.
Приведем еще несколько любопытных фактов.
Больше половины всех безграмотных людей на Земле живут на юге и востоке Азии – из 10 человек там не умеют читать 4. Процент людей, которые не умеют читать, в Северной Африке составляет 37%, а в арабских странах – 38%. В Карибских государствах и Латинской Америке никогда не ходили в школу 12% населения.
По информации ЮНЕСКО, низким уровнем грамотности могут «похвастаться» не только бедные страны мира. Неграмотных людей много и в государствах с достаточно высокой экономикой, таких как Бразилия, Египет и Китай. Несмотря на это, во всем мире преобладает именно грамотное население. 3,6 миллиарда людей по всему миру умеют читать и писать простые тексты, что составляет примерно 82% взрослого населения планеты (люди старше 15 лет).
Мы понимаем, что далеко не каждый человек способен внести вклад в распространение грамотности среди неграмотного населения нашей планеты. Однако в силах каждого из нас сделать так, чтобы в мире было на одного грамотного человека больше. И все, что требуется, – это заниматься своей собственной грамотностью.
Ольга ГАГЛОЕВА
