(Б.Галаеву – 125 лет)
Борис Александрович Галаев (Галаты Аслан Гирей) является ярким представителем творческой интеллигенции Осетии, достигшим немалых высот в профессиональной деятельности музыканта, исследователя и собирателя осетинского фольклора.
Для людей, изучающих творческое наследие Бориса Галаева, его имя стоит в отдельном ряду. Он из числа тех, кто не пользуется проторенными тропами, создает и воздвигает новое. Оглядываясь в прошлое, следует воздать должное творчеству Бориса Галаева, который своим служением музыкальной культуре Южной Осетии смог сохранить и передать последующим поколениям то богатое наследие, которое до него не было изучено и систематизировано.
Основное место в жизни Бориса Галаева занимала музыка осетинского народа, особенно песня. Специалисты творчества Б.Галаева утверждают, что именно песня в его творческой биографии занимает большое место. В Осетии не осталось ущелья или деревни, где бы ни оказался Борис Галаев с громоздким записывающим устройством. На фонографе Галаев записал более 700 мелодий. Во время своих поездок он скрупулезно собирал сведения о старинных инструментах, записывал услышанные песни, делал эскизы, зарисовки. Для основанного им же самим госансамбля песни и танца заказал на музыкальной фабрике в Москве целый ряд народных инструментов. В то время в государственном ансамбле работали более 100 музыкантов, танцоров, певцов и т.д.
Созданный ансамбль на протяжении многих лет радовал и удивлял осетинский народ своими творческими победами и успехами. Известный осетинский хореограф и педагог Мэлс Шавлохов вспоминает: «Молодые танцоры, как и все артисты ансамбля, работали с большим подъемом. Для них дело пропаганды и популяризации осетинского национального искусства, было делом чести и достоинства».
Об ошеломляющем успехе на декаде осетинского искусства и литературы в конце 40-х пишет Мэлс Шавлохов: «С блеском выступили артисты ансамбля. Программа завершилась финальным номером – музыкально-хореографической композицией на музыку Б.Галаева. По завершении декады 12 артистов ансамбля были награждены почетными грамотами, а художественному руководителю Борису Галаеву было присвоено высокое звание заслуженного деятеля искусств ГССР».
В ту эпоху подобное признание дорогого стоило. До сих пор ходят легенды еще об одном культурном событии. Борис Галаев организовал поездку по маршруту Дзау-Алагир-Орджоникидзе-Ленинград. Музыковед Татьяна Батагова пишет: «По пути следования коллектив выступал во всех населенных пунктах Южной и Северной Осетии… Под началом Галаева осетинская молодежь познакомилась с музеями, театрами, историко-культурными достопримечательностями Северной столицы». Борис Галаев проводил большую работу по повышению музыкальной культуры нашей молодежи. Композитор и педагог Ф.Алборов вспоминал: «В ущельях и селах Южной Осетии нет такого дома, где бы слово Галаев не произносилось с благоговением и признательностью. Творческий труд, снискавший ему столь большую любовь народа и популярность, действительно велик».
Борис Галаев родился в станице Черноярская Моздокского уезда в 1889 году 10(22) марта в семье домашнего учителя. Окончил реальное училище в Петербурге в 1909 году, Михайловское военное училище в Тифлисе в 1913 году, затем продолжил образование в Ленинграде в центрально-музыкальном техникуме, который окончил в 1931 году. До своей деятельности музыканта и педагога Галаев служил с 1913 по 1917 гг. в кавалерийских частях Кавказской армии. Позднее до 1922 года служил в рядах Красной Армии. С 1931 года постоянно жил в Цхинвале. С 1931 по 1935 гг. – преподаватель и директор основанной им в Цхинвале музыкальной школы, с 1938 по 1951 гг. – дирижер и директор Юго-Осетинского драматического театра, с 1941 по 1952 – художественный руководитель и дирижер основанного им Юго-Осетинского ансамбля песни и танца (позднее название «Симд» предложит Ф.Алборов).
Долгие годы работал научным сотрудником Юго-Осетинского научно-исследовательского института им.З.Н.Ванеева, в последние годы жизни был руководителем оркестра народных инструментов Цхинвальской школы-интерната. Член Союза композиторов СССР с 1936 года. Многолетняя творческая деятельность как собирателя народных песен помогли композитору издать нотно-поэтический сборник «Осетинские народные песни». По настоящее время это единственный фундаментальный труд, где собрано более 100 песен, плясовых наигрышей, причитаний и сказаний. Сборник пользуется популярностью как среди знатоков, так и любителей музыки. В книге использованы зарисовки Махарбека Туганова, которые красочно передают многообразие осетинского танцевального искусства. Из сборника также можно узнать много интересного и полезного о старинных музыкальных инструментах. Многообразие представленных здесь материалов заслужило высокое признание в музыкальных кругах не только Осетии, но и за её пределами.
Борис Галаев является автором еще одного музыкального сборника «Восемь осетинских танцев», в котором представлены фортепианные обработки осетинских танцев. Большой популярностью пользуется его фортепианная фантазия «Ханты цагъд», величественная и грациозная.
Даже далекие от музыки люди знакомы с музыкальным рядом написанным Б.Галаевым (совместно с А.Кереселидзе) к кинофильму «Фатима». Сотканная из разнохарактерных тем музыка к «Фатиме» – это могучее средство воздействия на зрителя от первого до последнего кадра.
Эмоционально глубокое, передающее все оттенки и перипетии любви и ненависти, тревоги и надежды, горя и радости сюжетной канвы знаменитого кинофильма. Фильм пользуется большой популярностью и по сей день. А тогда рецензенты писали: «Мелодическая, пронизанная народными интонациями музыка, написанная композиторами Б.Галаевым и А.Кереселидзе, созвучна духу поэмы Хетагурова, и уже с самого начала создает необходимое настроение» (газета «Известия»).
Человек высокой культуры, он оставил о себе светлую память. На улице Пушкина расположен дом-музей Б.А.Галаева. Раньше туда приводили детей на экскурсии, где они могли ознакомиться с внушительной коллекцией музыкальных инструментов, которые Борис Галаев собирал всю свою жизнь. Творческая мастерская Б.Галаева на сегодняшний день находится далеко не в лучшем состоянии, дом-музей давно требует реставрационных работ. Представители творческой интеллигенции, которые были лично знакомы с ним, верят, что в ближайшее время дом-музей предстанет перед любителями музыки в былом величии.
Т.КОТОЛОВА