Главное признание у Южной Осетии уже есть

Пятилетие августовских событий было одним из самых ожидаемых событий текущего года. Значительные силы и средства были направлены на организацию эффективной работы различных структур исполнительной власти.

Серьезная работа была проведена Государственным комитетом информации и печати с целью привлечения на свое поле брендовых информационных ресурсов России, авторитетных экспертов-политологов, известных персон, а также журналистов, которые за многие годы уже стали настоящими друзьями и даже гражданами РЮО.

Анализ прессы на предмет отслеживания их медийной активности ставится во главу угла при разработке многолетней стратегии информационной политики и в этой сфере нам, видимо, еще предстоит проводить исследовательскую работу, а также составлять контент анализ СМИ. Это позволит лучше понять текущую обстановку и тренды информационного поля, складывающуюся вокруг нашей республики ситуацию в целом. С помощью обзора прессы можно грамотнее выстраивать собственную информационную стратегию присутствия и развития на различных медиа-ресурсах.

Мы провели небольшой мониторинг российских и зарубежных СМИ на предмет того, как они освещали спустя пять лет признание Российской Федерацией независимости Республики Южная Осетия.

«Южная Осетия никогда не будет в составе Грузии», – заявил президент республики Леонид Тибилов на пресс-конференции в ИТАР-ТАСС, посвящённой пятилетней годовщине признания Россией независимости республики. «Мы будем строго придерживаться избранного курса на сближение с Россией, – подчеркнул Леонид Тибилов. – Признание Россией Южной Осетии – это признание навечно». При этом он добавил, что его народ гордится отношениями с Россией, которые развиваются по всем направлениям.

«Это закономерный итог политического развития страны, – заявил в свою очередь в интервью РИА Новости президент Абхазии Александр Анкваб. – Все послевоенные годы мы строим государство, соответствующее существующим в международном праве критериям». Решение Российской Федерации о признании независимости республики, по его словам, было обоснованным не только с гуманитарной и исторической точек зрения, но и исходя из реальных достижений абхазского народа в государственном и политическом строительстве.

В послании Правительства РФ руководству Южной Осетии в честь пятилетия её независимости сообщалось, что Россия оказывает и будет продолжать оказывать поддержку Южной Осетии, и эти связи будут расширяться по всем направлениям.

Сайт Правительства РФ напомнил своим читателям, что 26 августа Южная Осетия отметила пятилетие со дня признания её независимости Россией. В 2008 году Россия первая признала независимость выделившихся из состава Грузии республик Абхазии и Южной Осетии. В ответ на такой шаг России Грузия разорвала с ней дипломатические отношения, а также объявила об оккупации территорий Абхазии и Южной Осетии.

Визит Президента РФ Владимира Путина в эти дни в Абхазию стал очередным подтверждением российской поддержки выбранного молодыми республиками курса. Глава Российского государства, как отметили в Кремле, высоко оценивает достигнутые за прошедшие годы Абхазией и Южной Осетией успехи в государственном строительстве и укреплении демократических институтов, восстановлении социально-экономической инфраструктуры, что в свою очередь создаёт предпосылки для долгосрочного развития стран и повышения уровня жизни граждан.

На следующий день 27 августа сайт сообщил о предстоящем обсуждении предложения президента страны подписать договор с Южной Осетией о государственной границе. «Проект договора о государственной границе между Россией и Южной Осетией уже подготовлен по итогам переговоров с южноосетинской стороной, результатом которых явилось определение общего положения и направления государственной границы между государствами»,- сообщается на сайте Правительства РФ.

По информации главы российского МИД Сергея Лаврова, западные страны предвзято относятся к вопросу международного статуса Абхазии и Южной Осетии, применяя к ним до сих пор двойные стандарты. Он считает, что западные партнёры видят и осознают реальную действительность, однако пытаются политизировать отношение к уже состоявшемуся факту независимости республик Абхазии и Южной Осетии. «Сам факт того, что уже более трёх лет в формате Женевских дискуссий Абхазия и Южная Осетия на равных участвуют в обсуждении вопросов безопасности на Кавказе вместе с представителями России, США, ОБСЕ, ООН, ЕС и Грузии – свидетельствует о международном признании новых геополитических реалий», – такую оценку международному авторитету республик дал Сергей Лавров в интервью Абхазской гостелерадиокомпании.

Вместе с тем глава российской дипломатии признал, что стороны конфликта и заинтересованные страны Запада по инерции пытаются применять двойные стандарты и политизировать отношение к самому факту признания независимости Абхазии и Южной Осетии. «Надо исходить из существующего положения вещей, думать о людях, а не о чьих-то геополитических амбициях. Тем более что они, как мы уже не раз говорили, абсолютно нереализуемы», – подчеркнул Сергей Лавров. Если исходить из интересов простого народа, помогать им налаживать связи в повседневной жизни, то, по мнению дипломата, все геополитические предрассудки можно будет оставить в стороне.

Александр Александров в газете «Красная звезда» (26.08.2013) пишет, что признание Россией независимости Абхазии и Южной Осетии были непростыми, но единственно верными решениями для этих молодых государств, которые дали возможность их народам самостоятельно выбирать своё будущее. «Несмотря на недовольства отдельных стран Запада и противостояние властей Грузии, образование двух новых государств на геополитической карте Кавказа остаётся фактом», – сообщает автор. Далее Александров приводит небольшое историко-правовое обоснование решения о признании независимости Абхазии и Южной Осетии, которое не было случайностью или следствием особого стечения обстоятельств. «Выход из состава Грузии двух бывших автономий, добивавшихся независимости ещё до распада СССР, стал закономерным итогом событий последних 20 лет, когда и Абхазия, и Южная Осетия неоднократно подвергались попыткам силового присоединения. События августа 2008 года лишь подтолкнули братские народы к выбору самостоятельного пути».

Эксперты, опрошенные ИА REGNUM, оценили позиции независимости Южной Осетии и ответили на вопрос о том, нужны ли республике признания каких-либо еще государств.

Глава медиацентра "Ир" Ирина Гаглоева заявила, что все возможности для дальнейшего развития и укрепления независимости у республики есть. "Процесс нелегкий, но реальный. Многое упущено, но не потеряно. Признание республики со стороны других стран, несомненно, важно и в этом направлении надо работать при всем противостоянии этому процессу со стороны международного сообщества", – сказала Гаглоева.

Российский политолог Евгений Крутиков также говорит о том, что признания Южной Осетии нужны. "Южная Осетия как независимое государство существует де факто больше, чем последние пять лет, и просто отмахнуться от этого уже невозможно. В то же время "ограниченный" статус ее признания серьезно сказывается на внутренней ситуации, в том числе и социальной. Без сомнения, расширение признания РЮО или просто ее более активная и последовательная интеграция в мировое сообщество положительно сказались бы даже на психологическом климате среди жителей, склонных не доверять до конца сложившейся ситуации. В последнее время численность населения республики несколько выросла – это результат того, что население поверило в военную стабильность. Люди стали возвращаться, не боясь новой войны. Расширение признания и интеграции только усилит эту тенденцию. А демография и стабильный психологический климат для республики сейчас – задача самая важная", – заявил Крутиков.

По словам сотрудника Центра стратегических и международных исследований (США) Сергея Маркедонова, все зависит от конечных целей, которые ставит Южная Осетия. "Если конечная цель – все-таки войти в состав России, то количество признаний не так важно. Если цель – стать отдельным государством полностью, это было бы важно", – сказал он.

«Если, к примеру, завтра, признают, что Южная Осетия это отдельное государство, а власть в Цхинвале будет напоминать власть, которая в Сомали или в Афганистане, – что толку с этого? Что толку с того, что Афганистан все признают, признают его границы? Все понимают, что в реальности целостного Афганистана не существует. Вопрос не в том, что как называется, а в том, насколько это соответствует реалиям, насколько население, живущее там, к чему и как готово", – подчеркнул Маркедонов.

Руководитель аналитического бюро Alte Et Certe Андрей Епифанцев полагает, что дальнейшие признания РЮО не нужны. "Главное признание у Южной Осетии уже есть, от этого признания зависит в общем-то все. Опять же не вижу, что Южная Осетия могла бы быть самодостаточным государством и даже не в военном смысле, а в экономическом, вряд ли она сможет себя так или иначе обеспечивать, не потому что осетины ленивые люди, а по объективным условиям. Так или иначе, Южная Осетия будет стремиться к интеграционным объединениям. Скорее всего, это будет Россия. Проект воссоединения Южной Осетии с Северной Осетией нельзя снимать со счетов. Возможно, стоит подумать, чтобы это интеграционное объединение было именно в рамках двух Осетий", – сказал Епифанцев.

Действительный государственный советник РФ Модест Колеров также заявил, что признания не нужны. "Конечно, я хотел бы, чтобы Южная Осетия и Приднестровье повысили уровень отношений до полноценных посольств, до полноценного признания. Но не будем себя обманывать. Посольства не демонстрируют, не доказывают качества признания. Качество признания – эффективность государственных институтов", – подчеркнул Колеров. (www.reg num.ru)

На наш взгляд, в мониторинге СМИ самое ценное – это поиск инструментов воздействия на целевую аудиторию. Грамотная работа с медиа, прессой и разработка новых стратегических задач открывают новые способы их продвижения. Без преувеличений можно сказать, что анализом СМИ, прессы легко вскрываются собственные недоработки и слабые стороны «конкурента», знание которых позволяет эффективнее развиваться самим.

З.КОКОЕВА