Главная ценность нашего общества – гражданский мир

Февраль в новейшей истории страны зачастую ассоциируется с тревожными тенденциями. Это могли быть природные катаклизмы в виде лавин и снежных завалов на Транскаме или же последний месяц зимы сопровождался турбулентными потоками в политической жизни страны.

Ровно двадцать лет назад, в феврале 1996 года, в Южной Осетии разразился первый серьезный внутриполитический кризис. В тот год Республика переживала серьезные социально-экономические трудности. Низкие зарплаты, которые порой не выдавали месяцами, перебои с электричеством и газом – всё это создавало условия для активизации протестных настроений в обществе. А оппозиция в то время была серьезной. В ее среде были не только чиновники, но и люди, имевшие авторитет среди сил самообороны и в среде молодежи.

В феврале страна оказалась на грани открытого вооруженного противостояния. Оппозиция потребовала отставки главы государства Людвига Чибирова. В районе «Текстиль» (северо-восточная окраина Цхинвала) был организован штаб оппозиции. Здесь собралось немало вооруженной молодежи. Число участников доходило до 300 человек. Формальным поводом для активных действий послужило убийство в центре столицы начальника управления коммунального хозяйства, представителя оппозиции В. Тадтаева.

Оппозиция имела широкую поддержку и среди депутатского корпуса. К тому же в ее распоряжении было негосударственное телевидение, по которому выдвигались ультимативные требования. Тогда в Республике вещали две телекомпании: государственное телевидение и так называемое коммерческое. Последняя телекомпания, ранее являвшаяся генератором национальных идей, к тому времени превратилась в обычный коммерческий телеканал. Весь прежний творческий коллектив, на основе которого и сформировались в Южной Осетии телевизионные кадры, был распущен по причинам объективного характера. Теперь в эфире шли лишь объявления, поздравления, крутились концертные номера и кинофильмы. В час «Х», впрочем, телеканал стал серьезной пропагандистской площадкой.

Особенность ситуации заключалась и в том, что среди сторонников оппозиции были представители действующей власти. Так, одним из неформальных ее лидеров считался А. Кабисов, активный участник боевых действий, занимавший пост заместителя председателя Верховного Совета. Была расколота и правящая элита. Большая часть общественности обращалась к Л. Чибирову с призывом оставить свой пост из-за угрозы разрастания противостояния. Некоторые чиновники во внерабочее время по ночам вели переговоры с представителями оппозиции о возможном сотрудничестве. Но были и такие, кто понимал, что уступки ни к чему не приведут, кроме как к хаосу. На реальность этого сценария указывало и намерение оппозиции создать в районе «Текстиль» параллельные органы власти. Был даже определен свой «Дом правительства» – в здании гаража пассажирского автотранспортного предприятия по ул. Чочиева.

Несмотря на сложную и непредсказуемую обстановку, исход политического противостояния определила сессия Верховного Совета РЮО. 23 февраля 1996 года большая часть депутатов оказала поддержку Л. Чибирову.

Но напряженность не спадала. Угроза вооруженного переворота все еще была реальной. Спустя несколько дней в микрорайоне «Текстиль» произошла перестрелка, в результате которой погибли сотрудник ОМОН и местный житель, сторонник оппозиции. Стало понятно, что ситуацию на самотек пускать нельзя. Власти применили силу закона. Представители оппозиции, поняв, что игра заходит слишком далеко, уступили в своих требованиях.

События февраля 1996 года перекликаются с февралем 2012 года, когда из-за намерений провести инаугурацию экс-кандидата А. Джиоевой страна едва снова не оказалась в пучине хаоса противостояния.

Обычно внутриполитические кризисы заканчиваются одинаково. Сторона, которая оказывалась в положении проигравшего, бывает полностью отстранена от участия в властных структурах. Происходит вычищение представителей противной стороны из коридоров власти, людей увольняют и с обычных должностей. То же происходит и при смене власти в результате выборов. Одна правящая элита сменяет другую, оставляя проигравшим в битве за голоса избирателей лишь призрачные надежды на реванш в будущем.

Но в Южной Осетии произошел уникальный прецедент, с приходом в руководство страны Л.Тибилова во власти оказались представители практически всего политического спектра страны. Этот процесс начался в условиях, когда общество распадалось на глазах, несмотря на то, что невероятными усилиями удалось избежать худшего сценария гражданского противостояния. В Республике тогда все еще действовали силы за рамками государственной власти.

И в этом, безусловно, большая заслуга лично Леонида Тибилова, который при формировании системы исполнительной власти постарался привлечь к работе все политические силы страны, даже те, которые ранее были антагонистически настроены друг к другу.

Было необычно наблюдать, как за одним столом в зале совещаний Правительства сидят непримиримые еще несколько месяцев назад политические оппоненты. Более того, здесь оказались вместе не только недавние противники по т.н. «снежной революции» ноября – декабря 2011 года, но и те, кого в народе называли «люди президентов Л.Чибирова и Э.Кокойты».

Это был нестандартный, и если посмотреть с беспристрастной позиции, вообще нелогичный шаг. Обычно разделение портфелей в правительстве зависит от пропорционального участия в выборах или финансово-организационным вкладом тех или иных политических сил в борьбе за власть. В этом случае глава государства вынужден, по необходимости, делиться частью властных полномочий. В нашем же случае Л.Тибилов никому из назначенных им членов нового правительства ничем обязан не был. Поэтому привлечение бывших политических оппонентов в одну команду диктовалось единственной целью – сделать всех их частью общего дела.

Справедливости ради мы должны согласиться, что этот опыт был положительным. Конечно же, Л.Тибилов понимал, что эти люди по-прежнему не отказались ни от своих политических взглядов, ни от своих властных амбиций. Но была создана общая команда, и в стране воцарился гражданский мир. К чести бывших политических антагонистов, а теперь ставших членами Правительства страны, надо признать, что каждый из них вносил посильный вклад в работу исполнительной власти. И не вина президента, что выдающихся достижений правительству национального согласия добиться не удалось.

Возможно, и сам Л.Тибилов в то время не ставил перед собой цели создать идеальное правительство из умелых управленцев. Главное было прервать нарастание внутриполитических противоречий и определить форму объединения политических сил. И это президенту удалось. Предполагаем, что в учебнике по новейшей истории этому достижению должно быть уделено место, хотя бы как доказательство возможностей использования политических компромиссов и властных балансиров.

Хотя, и это надо особо отметить, в первое время в то, что Л.Тибилову удастся примирить бывших политических противников, верилось мало.

«Я не буду делить народ на тех, кто голосовал против меня, и тех, кто голосовал за меня. Я буду работать за объединение народа Южной Осетии», – эти слова, сказанные Леонидом Тибиловым сразу же после оглашения итогов президентских выборов в 2012 году, стали главным принципом его работы на посту главы государства.

В преддверии президентских выборов избиратели в Республике к выбору кандидатов относились не как обычно. После гражданского кризиса зимы 2011 года и беспредела команды «калифа на час» В.Бровцева, для граждан страны не имели существенного значения экономические программы кандидатов. Главная надежда была на то, что новый президент сможет вывести общество из состояния внутреннего противостояния и наведет порядок в бесконтрольном разворовывании бюджетных средств. Имя Л.Тибилова было связано как с порядочностью, зрелостью в мышлении и поступках, так и с работой в системе КГБ. Это последнее обстоятельство в понимании большей части электората означало последовательность и твердость в принятии решений.

Все эти факторы стали решающими в выборе народа. И тем более отрадно, что с политической стабильностью пришли социальные и экономические свершения. Главное достижение за эти годы – строительство. Дороги, водоводы, мосты, линии электропередач, восстановление жилья и новое жилищное строительство. Подобных объемов и темпов не было в Южной Осетии даже в советское время.

Здесь же отметим, что впервые в истории восстановления Республики Инвестпрограмма 2014 года была не только выполнена, но впервые выполнена эффективно и в срок. По словам помощника президента РФ Владислава Суркова, «выполнение решений президентов РФ и РЮО в плане реализации Инвестпрограммы выглядит очень пристойно». Он отметил: «Я помню, что когда мы только «заступали на вахту», было много претензий в плане целевого использования средств, не выдерживались сроки и стоимость строительства, не было проектно-сметной документации. Ситуация была вопиющей». По мнению российского чиновника, главный вывод, который можно сделать сегодня, заключается в том, Республика Южная Осетия создала эффективную систему управления строительным комплексом. Положительный задел по результативности показали и итоги выполнения Инвестпрограммы 2015 года.

За прошедшие годы произошли серьезные изменения в жизни общества. Возросла общественная активность, люди перестали бояться высказывать свое мнение, появились инициативные группы общественности. Диалог общества и власти снова становится реальностью в нашей стране.

Надо отметить, что при большой политической активности в обществе сохраняется внутренняя стабильность. И в этом, безусловно, большая заслуга лично Леонида Тибилова, который и сегодня, при возникновении напряженности в обществе, выступает в роли медиатора согласия.

События февраля 1996 года и особенно декабря 2011 года выработали в стране синдром неприятия кризиса. Поэтому даже небольшие разногласия, возникающие в нашем обществе, воспринимаются с тревогой. Неудивительно, что и обострение противоречий между законодательной и исполнительной ветвями власти по вопросу соглашения по обороне, пришедшее на начало февраля было расценено как предвестник кризиса. К счастью, все осталось в рамках конституционного поля.

За минувшие годы достигнуто многое: стабильность в финансовой и социальной сферах, переход системы управления хозяйственной деятельности на современные стандарты, была реализована программа восстановления в рамках инвестиционных программ, заложены основы для развития реального сектора экономики. Но главное, что удалось, так это сохранить главную ценность – гражданский мир. Без единения не может быть речи о долгосрочном, поступательном социально-экономическом развитии Республики и, соответственно, – о решении тех многочисленных проблем, которые стоят перед нами.

Аналитический отдел газеты «Южная Осетия»