Главная цель – повышение качества и эффективности законодательства

Приоритетные направления работы Министерства юстиции, актуальные задачи, стоящие перед этим ведомством были в центре внимания югоосетинских СМИ в ходе отчетной пресс-конференции министра юстиции Алана Джиоева, проведенной Госкомитетом информации и печати в рамках проекта «Открытое правительство».

В числе главных задач в деятельности своего ведомства министр назвал совершенствование законодательства Республики. «Свою задачу я вижу в том, чтобы обеспечить деятельность Министерства юстиции в целом, всех его направлений. Прежде всего, это работа по совершенствованию законодательства. Все законопроекты и законодательные акты, которые исходят из администрации Президента и аппарата Правительства, в обязательном порядке проходят через Минюст. Задача ведомства в этом вопросе состоит в том, чтобы эти проекты нормативных и правовых актов соответствовали законодательству, прежде всего Конституции РЮО.

Писать законы – сложная, кропотливая работа, юридический язык очень сложен, в связи с этим часто встречаются определенные недостатки или ошибки. Но наши замечания и предложения практически всегда учитываются органами исполнительной власти.

Система законодательства должна быть логически структурирована, без внутренних противоречий. Если раньше не было возможности уделять этой проблематике пристальное внимание в силу того, что государству приходилось решать вопросы выживания, то сегодня ситуация изменилась. Южная Осетия перешла к мирному строительству, чтобы этот процесс шел эффективно, необходимо обеспечить его надлежащей качественной законодательной базой. Поэтому на данном этапе перед Минюстом стоит много задач, связанных с совершенствованием законодательства, в результате это направление работы ведомства находится в авангарде. Моя задача как руководителя обеспечить работу соответствующего подразделения – отдела законодательства, с тем, чтобы он максимально эффективно выполнял свои функции», – отметил министр.

По словам Алана Джиоева, главная задача заключается в том, чтобы продукт, который выходит из министерства, был качественным, направленным на повышение эффективности законодательства, содействуя реализации социально-экономических и других проектов в государстве.

Еще одним, безусловно, важным направлением работы в сфере законодательства стала своего рода кодификация законов и законодательных актов Республики, изданных с момента образования РЮО. Начиная с 1989 года принято огромное количество законов, подзаконных актов, постановлений правительства, указов президента, но многие из них не были опубликованы, соответственно, не могут быть применены на практике.

«Это очень важное направление работы, потому что сегодня даже при всем желании нет возможности ознакомиться с законодательством Республики в полном объеме. Поэтому перед нами сейчас стоит задача просмотреть все номера газеты, начиная с 1989 года и зафиксировать, какие законы и нормативные акты были опубликованы и обладают реальной силой, а какие – нет. Конечно, необходимо публиковать все законы, постановления, указы, ведомственные инструкции и прочие документы, что согласно Конституции Республики, является обязательным для вступления документа в законную силу. Но это очень дорого и затруднительно. Поэтому, учитывая отсутствие необходимых денежных средств, не все нормативные акты могут быть опубликованы. В этой связи принято решение публиковать все юридические документы в электронных СМИ, сайтах ведомств, чтобы каждый желающий мог с ними знакомиться и сопоставлять свои действия с законом», – сказал глава Минюста.

Как в свою очередь уточнил председатель Госкомитета информации и печати Вячеслав Гобозов, эту дилемму удастся решить после принятия нового закона о СМИ, в котором предусмотрены соответствующие изменения. В частности, появится возможность зарегистрировать сайты официальных республиканских газет как средства массовой информации и публиковать в них все принимаемые законы и законодательные акты. Собственно в самих газетах будут публиковаться важные законы, а по остальным будет ставиться ссылка на сайт газеты, где будут размещены их полные версии.

После завершения этой работы все законодательство РЮО будет систематизировано и обобщено, более того, с ним сможет ознакомиться каждый, соответственно появится возможность жестче требовать исполнения законов на всех уровнях.

Контроль и прозрачность

В число функций Министерства юстиции входит также задача контроля над деятельностью некоммерческих организаций, где время от времени складывается неоднозначная ситуация.

Как подчеркнул министр юстиции, ситуация в этой сфере требует серьезных перемен. «На определенном этапе для государства было не столь важно, какие общественные организации есть в Республике и чем они занимаются. Но теперь Министерству юстиции Южной Осетии предстоит большая работа по совершенствованию законодательства в сфере надлежащего контроля над деятельностью некоммерческих организаций. В настоящее время у нас возникло такое количество организаций, которое трудно объяснить. Всего в Республике зарегистрировано около 285 общественных организаций, включая политические партии. Поэтому необходимо определиться, адекватно ли такое количество нынешней общественно-политической ситуации в Южной Осетии, или нет. Плюс многие из них, как выясняется, получают финансирование из иностранных источников. Тема очень интересная, особенно если речь идет об источниках из сопредельного государства.

Возникает обоснованный вопрос – на что направлена деятельность этих организаций? Предварительный анализ законодательства в этой сфере показал, что как деятельность НКО, так и законодательство в этой сфере не систематизировано в должной степени, оно сложное и запутанное, требуется глубокий анализ, чтобы в нем разобраться. Фактически сегодня у государства нет законодательных рычагов и инструментов для обеспечения надлежащего контроля над НКО. Между тем, нам нужно прозрачное законодательство, очень простое и однозначное. Это серьезное направление, и нам предстоит большая работа по совершенствованию законодательства именно в этой сфере. Мы должны передать государству эффективные инструменты для обеспечения контроля над деятельностью НКО в рамках системы международного права, при безусловном соблюдении прав граждан. Контроль нужен для того, чтобы НКО приносили пользу, а не вред нашему государству», – считает глава Минюста.

Для упорядочения контроля и с целью выявления реально действующих организаций Министерство юстиции направляет запросы во все общественные организации, чтобы они предоставляли все виды отчетности в установленные сроки. Затем информация о деятельности, которую предоставляют в Минюст некоммерческие организации, проверяется на достоверность. В этом процессе задействованы также фискальные и другие структуры.

Организациям, которые не выполняют требования закона, дается месячный срок, после, в случае непредставления необходимых сведений или вообще отсутствия какого-либо реагирования, запрос направляется повторно. Если организация и второй раз проигнорирует запрос Минюста, то это дает право ведомству отправить предупреждение о начале процесса ликвидации той или иной организации.

Таким образом, проводится своего рода инвентаризация организаций, в результате которой останутся те, кто реально работает, а механизм контроля станет более прозрачным и четким.

С нового года вводится система кадастрового учета

Большой блок вопросов в работе Минюста связан с деятельностью службы государственной регистрации, кадастра и картографии. Это относительно новое направление работы усиленно развивается за последнее время. Как отметил министр юстиции, задача состоит в том, чтобы со стороны государства обеспечить полный контроль и надлежащий учет объектов недвижимости, включая здания и сооружения, жилые дома и земельные участки. «Мы должны знать, какие у нас в Республике есть земельные участки, какие виды и площадь, в какой форме пользования они находятся. Эта информация очень важна при разработке проектов экономического развития. Эти данные нам нужны в сжатые сроки, поэтому сейчас налаживается система кадастрового учета, на сегодняшний день она проходит предварительную обкатку и с нового года будет введена в действие в полном объеме», – сообщил глава Минюста.

Кроме того, порядок будет наводиться и в вопросе арендопользования. За последние годы в этой сфере сложилась сложная ситуация, если не сказать хуже. По некоторой информации, большие участки земли, в том числе вокруг города, оказались сданными в аренду на длительные сроки, то же самое утверждается об ущелье реки Большая Лиахва. Кто и зачем принимал такие решения и чем они были обоснованы, широкой общественности неизвестно. Причем в силу закрытости информации трудно отделить вымыслы от реальной картины. Теперь Минюст намерен путем принятия новых законодательных актов упорядочить ситуацию в сфере аренды земли, и не только.

Тюрьме тоже нужен порядок

Меры по усилению контроля, которые проводятся в Министерстве юстиции Южной Осетии, в полной мере коснутся и Управления исполнения наказаний (УИН). Деятельность УИН министр назвал одним из самых трудных направлений работы ведомства. «В этой сфере проблемы накапливались годами, как следствие, возникали разного рода чрезвычайные происшествия. Министерству также предстоит большая работа по улучшению условий работы персонала исправительной колонии, поскольку УИН целиком располагается в том же здании, где содержатся заключенные.

Наши сотрудники фактически работают в тех же условиях, в которых содержатся осужденные. Кроме того, существуют проблемы с подбором кадров, личный состав не отвечал требованиям, предъявляемым к персоналу исправительного учреждения. Иначе как объяснить, что осужденные имели возможность получать наркотики, деньги, холодное оружие. В настоящее время ни одно нарушение со стороны сотрудников УИН не остается без внимания. После принятых мер семь человек уволились, остальные предупреждены о мере ответственности в случае недобросовестного исполнения своих обязанностей», – подчеркнул министр.

Он также сообщил, что недавно МВД задержало сотрудника УИН, который пытался пронести в колонию наркотики, уголовное дело в его отношении направлено с обвинительным заключением в суд.

Еще одной проблемой является медицинское обслуживание контингента колонии, заключенных с проблемами со здоровьем приходится под конвоем доставлять в лечебное учреждение. Разумеется, это повышает риск нештатных ситуаций, прежде всего, побега. Но для решения этой проблемы нужны серьезные финансовые средства на приобретение необходимого медицинского оборудования, чтобы осужденные могли получать медобслуживание непосредственно в колонии.

Как отметил Алан Джиоев, решить эти проблемы возможно, только построив новое здание ИК, однако на сегодняшний день для этого средств не предусмотрено. «На встрече с российскими коллегами мы поднимали этот вопрос, нам обещали оказать содействие, но вопрос нуждается в предварительной проработке. Необходимо определить территорию под новое здание, разработать его проект. Кроме того, нужно подготовить проектно-сметную документацию, чтобы строительство нового здания ИК было внесено в Инвестпрограмму», – сказал министр.

Отвечая на вопрос о проблемах в тюрьме, министр коснулся и другого важного вопроса. Речь идет о договоре «О передаче для отбывания наказания лиц, осужденных к лишению свободы», подписанном в октябре нынешнего года между министерствами юстиции РФ и РЮО. По словам Алана Джиоева, документ еще не ратифицирован законодательными органами власти двух стран, тем не менее, Минюст работает над тем, чтобы отработать механизмы его исполнения, дабы избежать ряда негативных моментов. «Уже сегодня родственники наших граждан, отбывающих наказание в России, обращаются к нам с просьбами перевести их сюда. Зачастую речь идет о лицах, совершивших тяжкие преступления, получивших длительные сроки лишения свободы, и отрицательно характеризующихся по месту отбывания наказаний. Мы считаем, что если такие преступники будут переведены в нашу колонию, это может создать дополнительные проблемы в работе наших правоохранительных органов. Эти опасения подтверждаются примером, когда в этом году в Южную Осетию из России уже перевели осужденного, который создал много проблем, пытался наводить свои порядки в исправительном учреждении. А если таких будет больше, это негативно отразится на криминогенной ситуации уже по всей Республике», – выразил свои опасения глава Минюста. По его мнению, чтобы не допустить подобных издержек, необходимы меры законодательного характера. В частности, четко прописать условия реализации соглашения, согласно которым каждый случай перевода осужденных в Республику должен рассматриваться индивидуально, с учетом тяжести преступления и того, имеем ли мы дело с рецидивистом или впервые совершившим преступление при смягчающих обстоятельствах, характеристики из мест отбывания наказания, состава семьи и других факторов.

Как отметил Алан Джиоев, необходимым условием также является учет мнения других правоохранительных структур Южной Осетии.

Юрий ВАЗАГОВ