Фрагменты древнего югоосетинского храма отправят на экспертизу в Россию

Югоосетинские археологи планируют провести новые раскопки в районе древнего архитектурного и исторического памятника «Сохты галуан», расположенного в окрестностях села Сохта Дзауского района. Как сообщил газете «ЮО» директор Юго-Осетинского научно-исследо-вательского института археолог Роберт Гаглойти, данная зона вызывает у исследователей повышенный интерес в связи с многочисленными находками в прежние годы.
Кроме того, ЮОНИИ намерен отправить уцелевшие архитектурные элементы храмового копмлекса на экспертизу в российские научные учреждения, после чего предполагается их передача в Национальный музей Южной Осетии. Такое решение принято в связи с недавними событиями, вызвавшими широкий общественный резонанс.
Напомним, что в Южной Осетии разгорелся скандал, связанный с несанкционированными работами на одном из древнейших объектов культурно-исторического наследия республики – «Сохты галуан». В преддверии религиозного праздника «Дауджытæ» местные жители решили привести в порядок территорию святилища. Однако действия, предпринятые без участия археологов и реставраторов, вызвали серьезную обеспокоенность научного сообщества и профильных ведомств, достаточно резко отреагировавших на подобное «благоустройство» древнего памятника.

ОФИЦИАЛЬНАЯ РЕАКЦИЯ
Как сообщило в официальном комментарии Министерство культуры РЮО, представители фамилии Остаевых провели расчистку памятника, не уведомив государственные органы и не получив необходимых разрешений. При этом работы велись на объекте, история которого насчитывает более тысячи лет.
По данным специалистов ведомства, были уничтожены ценные археологические слои, нарушен интерьер храмового комплекса, а многочисленные рельефные и орнаментированные камни, включая археологические артефакты, были извлечены из земли и оставлены вдоль стен. Работы были приостановлены только после вмешательства прокуратуры и МВД.

СОХТЫ ГАЛУАН: ДЕТАЛИ И ФАКТЫ
Древний памятник «Сохты галуан» – сложный архитектурный комплекс, который включал не только церковь, но и башню, жилые строения, а также каменную ограду. По мнению специалистов, храм представлял собой зальную постройку, возведённую из винно-красного туфа и травертина. Рельефные и орнаментированные камни, сохранившиеся на месте, датируются X–XI веками. На них можно заметить изображения святого Георгия, кресты, фигуры всадников, птиц, животных, а также надписи, включая имя каменщика, участвовавшего в строительстве храмового комплекса.
По описанию, в храме были приделы, при этом стены были облицованы тщательно оттесанными камнями. Уцелевшие элементы указывают на высокое художественное и архитектурное качество постройки. Часть архитектурной пластики, включая капители колонн и резные плиты, были, как утверждают археологи, вывезены в музеи ГССР в советский период.

АРХЕОЛОГИЧЕСКАЯ ЗОНА
Как отмечает директор ЮОНИИ Роберт Гаглойти, окрестности Сохта представляют собой богатейшую археологическую зону. Здесь располагался так называемый Сохтинский некрополь – могильник античной эпохи, в котором археологи обнаружили монеты римских и парфянских правителей, множество фрагментов керамических сосудов, бронзовые и серебряные украшения, ритуальные предметы. Особенности погребений (усопшие лежали на левом боку, с различной ориентацией по отношению к сторонам света) указывают на сложные элементы древнего погребального обряда. Значительный объем археологических исследований здесь прежде всего выполнила известный советский археолог Евгения Пчелина.
Кроме того, несколько раз раскопки на этой территории проводил и сам Роберт Гаглойти, а также Аким Сланов.
Из-за ценности обнаруженных уникальных находок район Сохта еще в советский период стал объектом пристального интереса «чёрных копателей», которые нанесли серьезный урон памятникам в этой зоне.

ОРГАНИЗОВАТЬ ДАЛЬНЕЙШУЮ ОХРАНУ
«Главное теперь – грамотно организовать охрану и археологическое изучение. Я намерен провести раскопки в этой местности», – говорит Роберт Гаглойти.
Кроме того, он обратил внимание на ситуацию, связанную с туристами, которые при посещении памятника забирают с собой приглянувшиеся фрагменты.
«Проблема в том, что к комплексу часто приезжают туристы без сопровождения. Они забирают керамику и даже фрагменты плит как сувениры. Так скоро от памятника не останется ничего», – отмечает археолог.

И. ТЕДЕЕВА