Листая старые альбомы
Казалось бы, простая фраза, обычные слова, кажется, ничего особенного не говорящие представителям сегодняшней молодежи… А вот люди пожилого возраста при этих словах наверняка задумаются, проникаясь трогательным чувством глубокой ностальгии по тем старым добрым временам, когда каждый уважающий себя человек считал необходимым и даже обязательным время от времени фотографироваться на память.
Фотоаппаратов как таковых в Советском Союзе в продаже не было, много позже появились отечественные аппараты «ФЭД», «Зоркий», потом простенькая «Смена»… Хорошей камерой тех времен считался «Киев», но стоил огромных денег и, разумеется, не каждый мог себе такую роскошь позволить. Но были государственные фотоателье, где работали настоящие мастера своего дела, которые на своих громоздких и замысловатых фотографических аппаратах умудрялись делать добротные фотографии. В те далекие годы поход к фотографу был очень волнительным и значимым событием в жизни людей. К этому готовились, настраивались и даже робели.
При слове «фотограф» у многих коренных цхинвальцев в памяти еще встает фигура приветливого господина, позади деревянной павильонной камеры поминутно исчезающего под черным покрывалом и показывающего рукой, куда должен смотреть фотографируемый объект, единственного, пожалуй, в то время цхинвальского фотографа Якова Рубштейна. Мастер работал в фотоателье, которое называлось «Госфото» и располагалось оно во дворе городской поликлиники по улице Хетагурова, в помещении, где в настоящее время находится художественная галерея. В потолочном перекрытии фотокабинета были большие стеклянные витражи, через которые проникал дневной свет, необходимый для фотосъемки. Добродушный пузатый старик дядя Яков всегда с улыбкой встречал приходящих, однако «при исполнении» был очень серьезен и строг. «Поднимите немного голову, чуть налево, посмотрите сюда, улыбнитесь. Ну, да не так сердито, подумайте о чем-нибудь веселом…». Когда, наконец, заказчик застывал в неподвижном ожидании, дядя Яков, несмотря на свое грузное тело, шустро нырял под черное покрывало, из-под которого на вас зорко глядел только глазок его фотоаппарата. В результате заказчик получал прелестный снимок: лицо гладкое как у младенца, выразительно подрисованные глаза и брови: заказчик каждый раз смотрел на снимок очень недоверчиво, но всегда в душе был доволен: «Все ж я еще не так стар…».
Фотографироваться в Цхинвал приезжали люди из далеких сел и деревень Южной Осетии. Много в то время делалось дружеских и семейных фотографий, других портретных работ – кому как нравилось. Фронтовики возвращались с Великой Отечественной, и всем хотелось иметь памятные фотографии. Они, хранящиеся в домашних архивах и фотоальбомах, сегодня составляют историю, историю Южной Осетии в лицах. Немало было сделано и фотографий старого Цхинвала, которые очень ярко передают атмосферу тех далеких времен, богатой истории нашей столицы.
И даже в наши дни, спустя столетия, в домашних фотоальбомах многих семей можно увидеть эти уникальные фотографии. Истертые руками многих поколений, пожелтевшие от времени, они зацепят взгляд современного человека, породят в нем возможно смешанное чувство умиления и удивления, с привкусом легкой и доброй иронии к той человеческой наивности и простоте, которая отражена на запечатленных фотографией лицах людей из прошлого века. Они совсем другие… Сегодня все иное – взгляд и вкусы, мода и мораль…
Домашние фотоальбомы для всех являются семейными реликвиями, ценность которых нельзя сразу объяснить и передать словами… Они воскрешают в нашей памяти особенные ощущения – трепетные воспоминания прошедшей молодости.
Свой след в истории цхинвальской фотографии оставили супруги Нор и Куличенко.
Нельзя не вспомнить и мэтра югоосетинской художественной фотографии, участника многих фотовыставок СССР Ленгиора Гусова. В 1982 году Ленгиор Гусов, несмотря на препоны, чинимые ЦК Компартии Грузии, выпустил фотоальбом под названием «Южная Осетия».
Цхинвал в объективе Алексея Ковалева, или второе рождение художественной фотографии
Сегодня ситуация претерпела поистине революционные изменения благодаря широкому использованию современных цифровых технологий. На смену старым громоздким аппаратам и долгой канители с проявлением негативов пришли цифровая техника и электронные носители. Это удобно, комфортно и доступно… Но вот мода на живые фотографии, которые можно было бы подержать в руках, пощупать и даже понюхать, к сожалению, постепенно сходит на нет. Еще недавно почти каждому цхинвальцу были знакомы такие фамилии, как Убоженко и Виталий Догузов. Их услугами пользовались все, однако за последние годы ситуация резко изменилась. Цхинвал испытывает настоящее нашествие цифровых фотоаппаратов, они из модной редкости превратились в обыденное явление. Более того, многие теперь вооружились еще более навороченными штучками, которые еще лет 20 назад показались бы сущей фантастикой – айпады, айфоны, смартфоны… Благодаря изобретательности и техническому гению ведущих мировых брендов эти устройства по некоторым параметрам уже могут конкурировать с цифровыми фотоаппаратами, разумеется, на любительском уровне.
А оставшиеся старые фотоателье переживают не лучшие времена в силу невостребованности их услуг. Им остается с ностальгией вспоминать о былой монополии на фотографию.
Казалось, что у художественной фотографии и вовсе не осталось места в нашем городе, редкие ценители для семейных и личных фотосессий предпочитают выезжать во Владикавказ. Однако появившийся в Цхинвале после войны 2008-го скромный парень из русской глубинки, видимо, решил разрушить уже начавшиеся формироваться стереотипы, занявшись художественной фотографией.
Фотография – одно из давнишних увлечений Алексея Ковалева, теперь, похоже, перерастает для него в профессиональное занятие. Хотя, переезжая из родной и далекой от Южной Осетии Чувашии, он навряд ли мог полагать, что за такой короткий период окажется новатором в области художественной фотографии. Все началось со странички в социальных сетях, где он начал размещать свои фотографии: портреты, пейзажи, городские виды и другое.
Цхинвал в объективе Алексея Ковалева предстает для жителей города, казалось бы, знающих каждый переулок, в совершенно новом ракурсе. Первое впечатление тех, кто видел городские виды Ковалева – неужели наш разрушенный и до сих пор так до конца не восстановленный город может быть таким притягательным. Даже хаос пока еще необустроенных улиц видится по-другому, чего уж говорить об уже благоустроенных местах города.
Творчество Ковалева привлекает внимание необычным видением фотохудожника, свежим взглядом, замечающим то, что для других скрыто завесой банальности. «Мой взгляд на фотоискусство очень простой, – говорит Алексей Ковалев. – При создании снимка для меня важны два аспекта – присутствие светотени и наполнение фотографии содержанием и формой. Моя цель – добиться равновесия между этими критериями».
Действительно, снимки Алексея говорят о его способности найти это равновесие. Он не только хорошо владеет техникой фотографии, но из ее многочисленных возможностей умеет всегда выбрать самую подходящую в данный момент, при этом не стремясь создать что-либо из ряда вон выходящее, тем более шокирующего содержания. Он твердо уверен, что в простоте и будничности – прекрасное, и все зависит только от автора, его способностей и умения воспринимать эту красоту.
И до Алексея многие на любительском уровне пытались заниматься фотоискусством, но это первая серьезная попытка перевести хобби на профессиональный уровень.
Ведь далеко не каждый снимок имеет право называться художественной фотографией. Создавая свое творение, фотохудожник вкладывает в него частицу себя и своего внутреннего мира. Именно благодаря этому процесс создания художественной фотографии можно назвать творческим. Если вы сравните настоящее художественное фото с обычным, то сразу заметите разницу. Какая бы техника не применялась в процессе съемок – даже если это отлично зарекомендовавшие себя фотоаппараты «Canon» – сам факт фотографирования еще не дает никакой гарантии, что результат будет кому-то интересен. Недостаточно просто прийти в магазин, сравнить фотоаппараты по техническим параметрам, выбрать понравившуюся модель и «щелкать» все подряд, чтобы стать профессиональным фотографом. Технических нюансов, конечно, множество, однако, как справедливо считают фотографы, самое главное – все же не технические возможности аппаратуры и компьютерных программ, а умение увидеть в самом простом и обыденном нечто значительное, трогательное или прекрасное и заставить зрителей испытывать эти же эмоции при каждом взгляде на авторскую фотографию.
В этом заключается одно из существенных отличий художественной фотографии от всех остальных видов искусства.
Фотоискусство без фотошопа
Наш небольшой очерк о фотографии был бы неполным, если бы мы не вспомнили Тамару Николаевну Шавлохову, чье имя не нуждается в представлении. В ее объективе природные пейзажи Южной Осетии засияли новыми гранями. Это заснеженные шапки горных вершин Кавказа, это глубокие ущелья, прорезанные бурными ручьями талых вод, с грохотом низвергающиеся в долину, это эдельвейсы, цветущие на альпийских лугах, деревья, причудливо одетые в горящий багрянец осенней листвы и осенние крокусы, отливающие сиреневой пастелю.
Ее творчество нельзя отнести четко к тому или иному жанру, оно скорее лежит на стыке нескольких. Самое удивительное, что без какой-либо обработки и использования современных технологий творческое видение художника позволило Тамаре Николаевне создать настоящие фотошедевры, независимо от того, каким фотоаппаратом она пользуется, будь то советский «Зенит» или современный цифровой «Canon».
Фотографии – немые свидетели войны
Рассказывая об истории и сегодняшних реалиях художественной фотографии в Южной Осетии, было бы неправильно проигнорировать некоторые другие жанры фотографии, которые получили распространение в Южной Осетии. Прежде всего, речь идет о документальной фотографии, которая, в отличие от фотографии художественной никогда не теряла актуальности в нашей Республике. В этом жанре особое место занимают фотографии войны 1989 -2008-х годов.
Эти снимки, запечатленные многочисленными югоосетинскими и зарубежными фотокорреспондентами и журналистами, являются немыми, но объективными свидетелями трагедии и победы нашего народа, доказательством военных преступлений и политики геноцида со стороны Грузии.
Новый жанр?
Ну и в заключение хотелось бы упомянуть о потенциальном зачинателе нового жанра фотографии для Южной Осетии – уличного, так называют фотографии, сделанные в общественном месте, на улице, в парке, на пляже, одним словом, везде. Ничего похожего из прошлого нашего города нам вспомнить не удалось. Хотя, конечно, в данном случае, не стоит подходить слишком строго с точки зрения соответствия канонам жанра, впрочем, уличная фотография и не предполагает этого. Речь идет о творчестве, а именно это слово можно применить к тому, чем занимается жительница нашего города Нелли Габараева. Ее можно встретить в самых неожиданных местах – на городских улицах, на берегу речки, озера, на официальных мероприятиях и не очень, в кафешках и ресторанах города, в селах во время различных традиционных праздников. Одним словом, любознательный объектив Нелли Габараевой способен проникнуть куда угодно. Свою «добычу» она выставляет в социальных сетях на всеобщее обозрение. Получит ли новый жанр развитие в наших условиях, судить пока рано, однако можно сказать, что фотографии Нелли Габараевой уже стали частью нашей с вами цхинвальской истории.
Пожалуй, главное, что отличает уличную фотографию от всех остальных жанров – это стремление фотографа найти в повседневных событиях и обычной жизни людей какую-либо изюминку, удовлетворить свое любопытство в неожиданных случаях и запечатлеть на снимках многообразие окружающего мира.
Стать уличным фотографом очень просто – нужно только носить с собой постоянно камеру, куда бы вы ни направлялись. Не нужно никуда уезжать, достаточно просто гулять по своему городу и стремиться делать интересные кадры. В этом и заключается главная прелесть уличной фотографии.
С появлением удобных цифровых фотоаппаратов этот жанр переживает настоящий расцвет в России и в других странах, проводятся даже фестивали уличной или стрит-фотографии, но нам об этом говорить пока, конечно, рано.
Михаил Габаев, Алла Гергаулова