В феврале текущего года в течение трех недель в Южной Осетии проводилась очередная проверка расходования средств российской финансовой помощи. Как и в предыдущие годы, контрольные мероприятия проводились совместно аудиторами Счетной палаты Российской Федерации и Контрольно-Счетной палаты Южной Осетии.
После завершения проверки и подведения ее итогов на коллегии Счетной палаты РФ с участием руководителей ряда ведомств РЮО появились первые официальные сообщения как с российской, так и с югоосетинской стороны. Обе стороны констатировали, что налицо позитивные изменения в деле целевого расходования средств российской помощи. Как отмечается в сообщении Счетной палаты РФ, по итогам проведенной проверки за 2013 год не было выявлено фактов нецелевого финансирования объектов.
При этом, объем финансовой помощи РФ для реализации Инвестиционной программы содействия социально-экономическому развитию Южной Осетии, предоставленной в 2013 году, составил 1,866 млрд рублей. «В 2013 году факты нецелевого финансирования объектов Республикой Южная Осетия за счет средств финансовой помощи не установлены, несогласованного перераспределения между объектами не допускалось», – говорится в материалах СП.
Аудиторы Счетной палаты РФ отмечают, что в сравнении с результатами предыдущей проверки в 2013 году при использовании Республикой финансовой помощи Российской Федерации отмечаются положительные тенденции. «В частности, проведена значительная работа по созданию и совершенствованию правовой базы организации бюджетного процесса. Принят целый ряд законодательных актов, повышающих эффективность и прозрачность расходов государственных средств», – в частности, заявил аудитор СП Александр Жданьков. Кроме того, в проверяемый период были утверждены программные документы развития Республики на долгосрочную и среднесрочные перспективы.
Эту информацию в ходе своей пресс-конференции югоосетинским СМИ также подтвердил председатель Контрольно-Счетной палаты РЮО Батраз Таказов.
По его словам, в ходе прошлогодней совместной проверки были выявлены определенные нарушения и недостатки. Поэтому сразу же после завершения контрольных мероприятий и составления соответствующего акта выявленные недостатки стали предметом обсуждения на уровне руководства республики. «В соответствии с указанием Президента нашей республики был составлен план мероприятий по их устранению. В течение года руководство республики, руководители соответствующих министерств и ведомств, а также Контрольно-Счетная палата РЮО работали по этому плану. Основными структурами, которые проходили по акту контрольного мероприятия, были министерства строительства, финансов и экономического развития. По сути, весь восстановительный процесс республики после 2008 года и все финансирование проходило именно через эти ведомства. На протяжении всего года этот план по устранению недостатков неоднократно рассматривался как у Председателя Правительства, так и у Президента республики. Президент требовательно рассматривал исполнение этого плана от каждого руководителя.
Одной из задач нынешней проверки была как раз оценка проведенной работы по устранению выявленных в прошлом году недостатков.
Еще тогда по пожеланию нашего Президента мною на заседании коллегии Счетной палаты РФ было обозначено, что да, есть ряд серьезнейших недостатков, но нам хватит одного года, чтобы пересмотреть работу многих ведомств и устранить недостатки», – сообщил журналистам Батраз Таказов.
Соглашение о проведении нынешней проверки было достигнуто между СП РФ и КСП РЮО в январе 2014 года. Цель – определить, насколько устранены те или иные недостатки, какие результаты достигнуты за 2013 год и первые два месяца 2014 года. «Как показала нынешняя проверка, впервые с 2008 года мы добились того, что в 2013 году ни рубля инвестиционных средств не было использовано не по целевому назначению. Все расходы делались в строгом соответствии с Инвестиционной программой и законодательством республики. Это самый главный итог нынешней проверки», – подчеркнул председатель КСП РЮО.
По словам Батраза Таказова, большую роль в достигнутых позитивных изменениях сыграло Министерство финансов Южной Осетии во главе с Азой Хабаловой. Минфином республики был разработан целый комплекс законопроектов, всего более 20, введены новые нормы, ужесточающие требования к бюджетополучателям.
Еще одно требование российской стороны по итогам прошлогодней проверки касалось создания в Южной Осетии собственного Казначейства. Как отметил Батраз Таказов, несмотря на всю сложность этой задачи, Минфин РЮО справился с нею и в результате казначейская система заработала в республике раньше намеченного срока. Главный плюс создания Казначейства, по мнению Таказова, заключается в исключении любого нецелевого расходования средств.
Положительные изменения произошли и по другому вопросу, касающегося строительства объектов без проектно-сметной документации. В предыдущие годы строительство 90 процентов объектов происходила без разработки и утверждения проектно-сметной документации, что привело к плачевным результатам. Правительству пришлось выделить дополнительно значительные средства на разработку документации для строящихся объектов. «В результате с 2013 года ни один объект больше не строится и не восстанавливается без проектно-сметной документации. Это наше главное достижение», – считает Батраз Таказов.
Вместе с тем глава КСП РЮО признал, что несмотря на серьезные положительные сдвиги, в ходе нынешней проверки также был выявлен ряд недостатков. Часть из них касается финансово-бюджетного законодательства республики. «Невозможно в одночасье исправить все недостатки, для этого необходимо время», – отметил председатель КСП.
Повышению эффективности взаимодействия между Счетной палатой РФ и Контрольно-Счетной палатой РЮО будет способствовать подписание Соглашения о сотрудничестве между двумя контролирующими структурами. Соглашение находится в стадии проработки и будет подписано в ближайшей перспективе.
Батраз Таказов также положительно оценил факт приглашения в республику крупного генподрядчика из Республики Татарстан, хорошо зарекомендовавшего себя в ходе подготовки к Казанской Универсиаде. То, что теперь строительством в республике будет заниматься один генподрядчик, позволит повысить прозрачность и облегчит возможность контролирования процессов восстановления. В предыдущие годы количество генподрядных и субподрядных организаций в республике зашкаливало за 300, что делало малоуспешными любые попытки проконтролировать эффективность и целевое расходование средств.
В ходе пресс-конференции была затронута и тема расследования целевого расходования средств российской помощи, проводимой Генпрокуратурой и КСП РЮО в соответствии с поручением Президента. По словам Батраза Таказова, всего за два года расследования было проведено около 48 проверок подрядных организаций, более 60 встречных проверок, в Генпрокуратуру направлено более 45 материалов с признаками преступлений коррупционного характера, возбуждено более 20 уголовных дел, часть из них передано в суд, некоторые из обвиняемых осуждены. К ответственности, наряду с руководителями подрядных организаций, привлечено шесть бывших министров. В ходе расследования было установлено, что ущерб, нанесенный республике в 2010-2011 годах в результате различных нарушений и махинаций, составил 800 миллионов рублей. Теперь правоохранительными органами республики проводится работа по возвращению в бюджет расхищенных средств. На сегодняшний день пока что возвращено более 80 миллионов рублей. Как заверил журналистов глава КСП, эта работа будет продолжена и в дальнейшем.
А. ТЕДЕЕВ