Екатерина Козаева о бесконечной любви к науке и открытиях, способных преобразить мир

Екатерина Козаева – молодой доктор биологических наук, специалист в области биоинженерии и преподаватель Стэнфордского университета. Уже в 2026 году она планирует получить профессорскую должность. С раннего возраста Екатерина проявляла живой интерес к знаниям, и её жизнь является ярким примером того, как труд, любознательность и настойчивость помогают добиться желаемого результата.
Сотрудничая с ведущими университетами мира, она не только расширяет научные горизонты, но и делится знаниями со студентами и коллегами. В интервью газете «ЮО» молодой ученый рассказала о выборе профессии, научных открытиях и вере в то, что наука способна преобразить мир.

– Екатерина, расскажите о своем пути в науку, как вы начали работать в Стэнфорде?

– Я родилась во Владикавказе. Мой отец, врач по профессии, родом из Цхинвала. Его пример побудил меня отдать предпочтение биологическим и биомедицинским наукам. После окончания школы одновременно поступила в пять московских вузов, но в конечном счете выбрала биологический факультет Московского государственного университета, где работают лучшие в России специалисты в области биохимии и молекулярной биологии.
Бакалавриат окончила по профилю биохимии, занимаясь разработкой подходов к лечению заболеваний мозга. Затем прошла магистратуру в партнёрстве с японской компанией, где мы создавали кишечные бактерии с полезными свойствами для человека. Мои исследования были признаны лучшими среди работ 800 студентов и поддержаны грантом для молодых учёных. Это стало отправной точкой для поступления в аспирантуру в Датском университете технологий в Копенгагене. Проработав в Дании семь лет, два года назад переехала в США.
В рамках сотрудничества с Копенгагенским университетом я предложила проект, который был одобрен и профинансирован, что дало мне возможность занять исследовательскую должность в Стэнфорде. Подобные конкурсы проектов – распространённая практика, которая позволяет талантливым учёным из разных стран получить ресурсы для реализации своих идей.

– Каковы ваши основные обязанности в Стэнфорде как научного сотрудника?

– С переходом на должность докторанта (Postdoctorial scholar) помимо исследований, у меня появились и преподавательские обязанности. Сейчас читаю лекции в Стэнфорде, а также веду семинары для студентов в Дании и Китае. В сентябре поеду в Университет Сучжоу недалеко от Шанхая, где буду преподавать основы синтетической биологии. Мой курс будет сосредоточен на экологических аспектах: как сделать биотехнологии безопасными для человека и окружающей среды.

– На каких исследованиях вы сейчас сконцентрированы?

– Недавно опубликовали большую работу по биоразлагаемому пластику, не наносящему вред окружающей среде. На данный момент я и моя команда из шести человек работаем над созданием сортов пшеницы, устойчивых к засухе. Вместо химических удобрений разрабатываем почвенные добавки на основе полезных бактерий. Эти микроорганизмы защищают растения и способствуют их росту, снижая при этом нагрузку на окружающую среду.
Наши методы вдохновлены древними практиками: в Египте V веке до н.э. уже использовались биологические подходы к земледелию. То, что мы делаем, называют «архитектурой почвы» – восстановление и усиление природных процессов без синтетических вмешательств.

– Вы успешно строите научную карьеру в лучших университетах мира. Все ваши научные работы написаны на английском языке. Расскажите, как вам удалось добиться такого уровня владения языком?

– Я начала учить английский в два года. Мама заучивала со мной английские песни с кассетного плеера, а папа приносил пластинки с мультфильмами на английском языке. В школе был сильный упор на иностранные языки, нам преподавали учителя из Британской академии наук. Все исследования в международных и московских университетах пишутся на английском языке, поэтому язык закрепляется довольно быстро и естественно.

– Делитесь своими успехами с будущими учеными через соцсети?

– На социальные сети у меня нет времени. Алгоритмы затягивают, можно открыть что-то одно и потерять несколько часов. Я свое время стараюсь использовать максимально осознанно: на семью, исследования, преподавание, развитие новых проектов.

– Как вы считаете, какова роль науки в решении современных социальных и экологических проблем?

– Наука играет ключевую роль в данных вопросах, но для того, чтобы её достижения реализовывались на практике, необходима политическая поддержка и общественное понимание. Например, технологии, связанные с ГМО, до сих пор вызывают необоснованный страх. Но уже несколько столетий мы живем в мире, где фрукты и овощи являются генетически модифицированными. Сорта персиков или клубники, которые мы знаем – результат искусственной селекции и модификаций. Наряду с научной работой важно заниматься просвещением и открытым диалогом с обществом.

– Расскажите о планах, будете покорять Стэнфорд или пойдете дальше?

– Я не планирую оставаться в США навсегда. Моя цель – стать профессором в одном из датских или московских университетов. Стэнфорд – великолепное место для научных исследований, и я многому здесь научилась. Но верю, что наука может развиваться в любом месте, где есть поддержка и ресурсы.

– Как начать карьеру в научной сфере и не сдаться? Что помогало вам?

– Самое важное – заниматься тем, что по-настоящему любишь, и приносить пользу людям. Это была моя главная мотивация. А ещё – поддержка моих родителей, семьи. Моя бабушка, Гучмазова Екатерина Ильинична, – заслуженный учитель Южной Осетии. Дедушка, Козаев Авксентий Ильич, был профессором философии в Юго-Осетин-ском госуниверситете. Я выросла на его научных трудах, и это воспитало во мне любовь к знаниям и преподаванию.
Что бы посоветовала молодым людям? Не сравнивать себя с другими, а идти по собственному пути. Задавать вопросы, ошибаться, учиться, и никогда не переставать искать. Наука – это не о гениальности, а о терпении, любви к своему делу и умении не сдаваться.

Анна ТЕДЕЕВА