Дороги Республики должны быть безопасными

Проблема безопасности дорожного движения в нашей стране по-прежнему остается актуальной. Количество ДТП, к сожалению, не снижается так, как бы нам этого хотелось. Сегодня во всем мире люди пытаются решить эту непростую задачу. Кому-то в этом деле удается найти правильные пути, снизить количество ДТП за счет новейших научных разработок и т.д.

Мы же решили обратиться к ветерану МВД, профессиональному «гаишнику» Ахсару Сергеевичу Чехоеву. Этого уважаемого человека в нашей Республике наверное знает каждый, кто имеет отношение к дорожному движению, является автоводителем. Ахсар Чехоев также был депутатом Парламента РЮО. Везде, где бы он ни служил, работал, занимался общественной деятельностью, он всегда был образцом порядочности, честности и уважения к своим согражданам. В тяжелые годы Отечественной войны 1989-2008 гг. Ахсар Чехоев, как и многие защитники Ирыстона, верой и правдой служил своему народу.

– Почему Вы решили пойти служить в ГАИ? Какой вуз Вы закончили?

– После службы в рядах Советской Армии в 1976 году я поступил в школу ГАИ, которая была открыта в г.Орле. Это было единственное учебное заведение в СССР, которое было создано для подготовки специалистов по линии ГАИ. В том первом потоке курсантов из ГССР я был единственным. Вместе со мной учился еще один осетин по фамилии Бестаев, но он был направлен туда из Северной Осетии.

В тот год в этом учебном заведении были собраны лучшие специалисты-преподаватели со всего Советского Союза. Они преподавали по линии ГАИ, криминалистики, следственной работе и т.д. Возглавлял школу полковник милиции, уроженец Ставрополья Константин Кузнецов. Процентов 80 преподавателей были в основном в звании полковника.

Во время учебы много внимания уделялось и практике, которую мы проходили в г.Москве и Московской области. Тогда в Москве было двенадцать основных автотрасс. Из них было пять спецавтотрасс, где служили только офицеры милиции. Нам тоже приходилось работать на этих автотрассах.

Как мы помним, в 1980 г. в Москве состоялись Летние Олимпийские игры. Наш выпуск тогда готовили к этому мероприятию. Особое внимание уделяли предметам этики и эстетики. Готовили нас и по иностранным языкам, которые необходимы были бы для общения с иностранными автотуристами во время Олимпиады.

– А как обстояли дела в ГАИ г.Цхинвал в те годы? Как проходила служба?

– Тогда нам фактически приходилось работать и днем, и ночью. Нас тогда было всего пять человек. Один офицер – это я, и четверо рядовых «гаишников». Это были 1979-81 гг.

Затем я был переведен в Знаурское РОВД на должность начальника ГАИ. Причиной моей «ссылки» послужило то, что я отказался выполнить исходящий выше приказ, обвинить в ДТП невинного человека. К сожалению, в те времена случалось и такое. Честность и порядочность порой трудные, нежелательные качества в карьерном росте!

После провозглашения нашей Республики, когда мы начали освобождаться от «братских объятий» наших соседей, меня перевели в МРО ГАИ МВД РЮО, где я проработал двадцать семь лет.

– Что необходимо сделать, чтобы навести порядок на наших дорогах, улицах?

– Одними силами сотрудников ГАИ навести порядок на дорогах будет невозможно. В этом деле обязательно должны принять участие и сами водители, все граждане нашей страны. Я всегда говорил водителям: «Если ты меня не уважаешь, то и я не буду тебя уважать!» И это была правильная позиция. Если ты сам ведешь себя честно, правильно, относишься с уважением к водителям, то и они будут относиться к тебе так же. Бывали случаи, что мы задерживали водителей в нетрезвом виде, и нам порой приходилось отвозить их домой. Наутро они приходили к нам и просили прощения и давали честное слово, что больше не сядут за руль в нетрезвом виде.

Для нас тогда не было главным в работе наказать водителя. Наказание – это не воспитание! Тогда в обществе автоводителей и «гашников» было понятие æфсæрмдзи-над! К сожалению, сейчас этого почти не встретишь в отношениях между водителями и гаишниками.

– На каком уровне находятся наши «гаишники» в плане необходимых знаний данной профессии?

– Сегодня непросто служить в ГАИ, исполнять свои непосредственные обязанности. В плане специального образования по линии ГАИ дела обстоят плохо. Многие хотят работать, но спецобразования у них нет. Поэтому, когда автоводители жалуются на некоторых инспекторов на предмет отсутствия культуры общения, вежливости и т.д., то они бывают правы. Правы бывают и сами «гаишники», когда говорят о том, что в ГАИ уже невозможно работать из-за некоторых лиц, которые находясь на высоких чиновничьих должностях, порой ведут себя вызывающе по отношению к сотрудникам ГАИ всего лишь за то, что те их остановили на предмет проверки документов.

Нужно направлять сотрудников ГАИ на учебу в спец. школы милиции по линии ГАИ.

Необходимо попросить российскую сторону, чтобы при предоставлении лимитов для наших граждан на учебу в вузах МВД России были выделены места по линии ГАИ. Сегодня же наши граждане учатся в основном в милицейских вузах Волгограда и Краснодара.

– В настоящее время улицы Цхинвала переполнены автомашинами, что с этим делать?

– Это действительно серьезная проблема. На улицах города можно увидеть больше машин, чем пешеходов. Цхинвал задыхается от выхлопных газов. Перед некоторыми домами стоят по несколько машин. Наверное, пришло время подумать об объездных дорогах не только в Ленингорском направлении, но и в других тоже.

– А как обстоят, по Вашему мнению, качество подготовки автоводителей?

– Сегодня в ЮОГУ им. А. Тибилова функционирует автошкола. На мой взгляд, там обучение автоводителей проходит на хорошем уровне. Другое дело, что там образовалась большая очередь на получение водительских прав. Наверное, необходимо расширить эту автошколу, открыть филиал.

В прежние времена в среднеобразовательных школах Южной Осетии проходили автодело, где выпускники затем получали водительские права. Этот опыт тоже необходимо возобновить.

– Часто на наших дорогах, улицах проводятся рейды по выявлению нарушителей правил дорожного движения. Каково Ваше мнение о этих мероприятиях?

– Раньше эти рейды проводились силами сотрудников ГАИ. Сегодня же мы все чаще видим участие в этих рейдах сотрудников ОМОН РЮО. К сожалению, времена изменились, поэтому без ОМОНа уже не обойтись. Понятие «уважение» на дорогах осталось в прошлом. Я считаю, что правонарушителей, особенно нетрезвых водителей, необходимо афишировать, т.е. опубликовать информацию о них в печати. Необходимо во время рейдов привлекать и ТВ. Благодаря таким мероприятиям мы все вместе сможем добиться положительных результатов. Уверен, что все нормальные граждане хотят этого.

– Сегодня перед многими домами можно увидеть много большегрузных автомашин. Также можно увидеть строительные материалы (песок, щебень, кирпичи и т.д.), которые мешают движению транспорта и пешеходов, что здесь необходимо предпринять?

– Да, действительно такие проблемы имеются. Ранее участковые инспектора вместе с сотрудниками ГАИ выявляли эти нарушения и согласно законодательству облагали их налогом и штрафами и т.д. Много опасностей вызывают домашние животные на дорогах. Это тоже большая проблема. По закону домашние животные без присмотра, без погонщиков не должны быть ближе ста метров от автотрассы. Однако эта проблема остается по-прежнему нерешенной.

Проблем на наших дорогах всегда было много. Однако во все времена они решались благодаря сотрудникам ГАИ и всеми нашими гражданами сообща.

Уверен, что и сегодня мы способны успешно решать эти вопросы на благо нашего народа.

Инал ТИБИЛОВ