Для комфорта и эстетики нужно не много
Автобусные остановки, установленные несколько лет назад в Цхинвале и районах республики, с первых дней вызывают недовольство у жителей страны. Проблема обостряется с наступлением жарких дней. Прозрачные павильоны общественного транспорта от солнца не защищают, да и в непогоду не особо спасают.
Эти так сказать «инновационные модели» больше подойдут для населенных пунктов с мягким, но пасмурным климатом. Например, города Торсхавн (Фарерские острова), там солнце выглядывает всего 35 дней в году.
Для Южной Осетии, где лето длится несколько месяцев и термометр зачастую превышает 35-40%, такие «стекляшки» в жаркий период года не только бесполезны, они могут нанести серьезный вред здоровью человека, создавая парниковый эффект. Нетрудно получить солнечный удар или сильные ожоги. Неслучайно в летний зной люди обычно дожидаются автобуса не под козырьком остановки, а чуть дальше под деревьями.
Непонятно, какими соображениями руководствовались чиновники, закупившие столь непрактичные конструкции. И ведь на эти цели были потрачены миллионы рублей! Впрочем, ругать незадачливых инициаторов проекта сейчас нет смысла. Закупать новые остановки вряд ли станут в обозримом будущем, однако можно и нужно доработать действующие и сделать комфортными для потенциальных пассажиров общественного транспорта. Даже обычные солнцезащитные пленки могут улучшить ситуацию. Есть много других способов.
Вместе с тем важно следить за этими объектами городской инфраструктуры. От прилипшего слоя грязи стекла многих автобусных остановок перестали быть прозрачными и портят общий облик столицы. Хотя бы раз в квартал городские службы должны их мыть. Об этом наша газета ранее писала.
Не добавляют красоты приклеиваемые рекламные объявления, особенно остающиеся от них куски бумаги. Для объявлений следует оборудовать внутренние пространства павильонов специальными досками. Обязательно нужно вывешивать расписание движения автобусов.
Отдельная тема – вандалы. Непрочные стеклянные остановки нередко разбиваются хулиганами. К нарушителям надо применять жесткие меры, наказывать денежным штрафом, соразмерным сумме, необходимой для восстановления поврежденного городского имущества.
АВТОБУСНЫЕ ОСТАНОВКИ КАК МЕСТНАЯ ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТЬ
Остановочный павильон – не только важное звено городской среды и дорожного пространства. Многие не самые крупные города приобрели мировую популярность благодаря автобусным остановкам с необычными дизайнерскими решениями. Такой подход служит еще одним шагом в привлечении туристов.
Уникальными остановками в форме разных фруктов и овощей прославился городок Конагай в Японии. А в Нидерландском Утрехте украсили крыши автобусных остановок живыми растениями – суккулентами. Они украшают городское пространство, создают прохладу внутри павильонов, хотя в основном это делается для пчел, но одно другому не мешает. В городах Абхазии (Гагра, Пицунда) встречаются остановки в виде волны, рыбки, дельфина, покрытые сине-желтой мозаикой. Они построены еще в советскую эпоху. О небольшом российском городе Вязьма в Смоленской области многие узнали благодаря остановке, стилизованной под зонт. В г. Умео (Швеция) конструкция павильона не предусматривает скамеек и стен. Их заменяют вращающиеся деревянные модули, которые защищают от ветра, на них можно опереться и отдохнуть. Пункты ожидания общественного транспорта в жарком Дубае оборудованы кондиционерами. В некоторых европейских городах с высоким уровнем цивилизации они максимально приближены к домашней обстановке с мягкой мебелью, книгами и даже телевизором. В наших условиях такие идеи вряд ли приживутся, но можно разработать оригинальные автобусные остановки (для начала хотя бы две-три), в том числе с национальным мотивом. Для комфорта и эстетики надо не много, чуть-чуть фантазии и желания.
А.БАГАЕВ