Долгая дорога к безопасности…

""

27–28 марта 2018 года в Женеве состоялся очередной раунд международных дискуссий по безопасности в Закавказье. В нем приняли участие делегации Республики Южная Осетия, Республики Абхазия, Грузии, России, США, а также представители ЕС, ООН и ОБСЕ. Югоосетинскую делегацию возглавлял полномочный представитель Президента по вопросам постконфликтного урегулирования Мурат Джиоев.
По словам главы югоосетинской делегации, традиционно работа велась в двух рабочих группах: по безопасности и гуманитарным вопросам. Основной задачей является выработка двусторонних соглашений о неприменении силы между Грузией и Южной Осетией, Грузией и Абхазией, которые бы имели юридически обязывающую силу и твердые международные гарантии.

Неприменение
силы – гарантия безопасности
Работа над документом о неприменении силы началась давно, со второго раунда дискуссий и, по словам полпреда, проходит с определенными трудностями. «Но поскольку грузинская сторона и постоянно поддерживающая их делегация США всегда проявляют неконструктивность, в 2010 г. было принято решение, чтобы руководители трех государств – Южной Осетии, Абхазии и Грузии – сделали соответствующее заявление для международных организаций о том, что они придерживаются принципа неприменения силы. Такие заявления были сделаны в ноябре и декабре 2010 года президентами Южной Осетии, Абхазии и Грузии и были зафиксированы в секретариате ООН. На Женевских дискуссиях это было расценено как важный шаг в направлении выработки юридически обязывающих документов», – отметил М. Джиоев.
По его словам, в декабре прошлого года практически основное заявление было согласовано. Но тогда грузинская делегация сослалась на то, что не получила разрешение своего руководства, поэтому работа над проектом была отложена на этот раунд.

Исключить Южную Осетию и Абхазию
На этом раунде представители американской делегации предложили внести в проект заявления заведомо неприемлемые изменения, противоречащие формату и самому духу Женевских дискуссий, они сводили к нулю усилия по восстановлению доверия, предпринятые в ходе многих предыдущих раундов. «Они предложили указать в заявлении, что его принимают страны-участницы соглашения от 12 августа 2008 года, которое подписали Медведев и Саркози, после чего президент Франции согласовал данный документ с президентом Грузии. То есть американская делегация попыталась исключить из участников Женевских дискуссий РЮО и Абхазию. Югоосетинская делегация выразила категорический протест и еще раз напомнила, что Женевские дискуссии проводятся потому, что со стороны Грузии была открытая война против Южной Осетии и в обеспечении безопасности нуждаются в первую очередь Южная Осетия и Абхазия. И принятие документа было бы хорошим импульсом для всех», – подчеркнул М. Джиоев.

Пропагандистские акции и политические инсинуации
«Грузинская сторона и поддерживающие ее международные организации и США попытались вынести в центр обсуждения случай со смертью гражданина Грузии А.Татунашвили. Югоосетинская сторона отметила, что передала грузинской стороне вместе с телом Татунашвили заключения судебно-медицинской экспертизы, в том числе и независимой, которая подтверждает, что смерть А.Татунашвили была связана с сердечной недостаточностью, и всякие обвинения в адрес Южной Осетии будут голословными», – подчеркнул полпред.
В продолжение темы, как рассказал глава югоосетинской делегации, представитель грузинской стороны отметил, что у них пока нет других экспертных заключений, поскольку в медицинском центре имени Самхараули на это понадобится три-четыре недели. «В связи с этим наша делегация отметила, что если в центре Самхараули для проведения экспертизы необходимо столько времени, то почему от нас требовали проведения экспертизы за более короткое время? Неужели в других экспертных центрах другие порядки?
В связи с этим мы отметили, что их разговоры являются не более чем пропагандистскими акциями и политическими инсинуациями. Мы обратили внимание участников на то, что для югоосетинских соответствующих служб он представлял собой интересный источник информации, и у Южной Осетии не было никакого интереса в его смерти. После нашего выступления у участников дискуссий не возникло никаких вопросов», – уточнил М. Джиоев.
Более того, по мнению полпреда, уголовное дело, открытое по трем статьям в связи со смертью Татунашвили, является преждевременным и необоснованным.
«Я считаю, что решение югоосетинских властей о передаче тела Татунашвили Грузии вместе с заключением независимой судмэдэкспертизы было абсолютно правильным. Если бы грузинская сторона получила тело до проведения независимой экспертизы, то заключение югоосетинского судмэдэксперта не было бы принято во внимание. К тому же в Грузии в таком случае могли сделать всякие фиктивные заключения по случившемуся факту», – заключил глава югоосетинской делегации.
Список «Отхозория – Татунашвили»
Перед началом этого раунда Женевских дискуссий парламент Грузии вынес резолюцию, в котором от исполнительной власти требуется к 15 июня представить список «Отхозория – Татунашвили», в который они намерены включить лиц, подозреваемых в этих делах. Глава югоосетинской делегации подчеркнул, что еще в 2006 г. тогдашний министр Грузии Окруашвили составил список руководящих работников Южной Осетии, которых он призывал уничтожить, а против некоторых были совершены теракты. «Получается, история идет по спирали, и нынешние власти повторяют действия Саакашвили и его окружения, совершенно голословно обвиняя представителей Южной Осетии в том, к чему они непричастны», – отметил М. Джиоев.
Полпред считает, что резолюция парламента Грузии является прежде всего политическим документом.
«Грузинских парламентариев интересовала не смерть Татунашвили, а то, чтобы еще раз попытаться бросить обвинение в адрес России, которая абсолютно непричастна к этому делу, и второе, – подчеркнуть пронатовскую, прозападную ориентацию Грузии, о чем я и сказал грузинской делегации. Татунашвили в Грузии считался вынужденно перемещенным лицом из Ленингорского района, имел пропуск на пересечение границы, в Грузии же он преподносится как беженец. Мы поставили вопрос перед участниками дискуссий: по какому международному праву лица, покинувшие одну страну и имеющие возможность туда возвращаться ежедневно, считаются беженцами?», – сказал М. Джиоев.

Гуманитарные вопросы
В то же время югоосетинская делегация обратила внимание участников дискуссий на то, что грузинская делегация сорвала встречу в рамках МПРИ 1 марта, отказавшись обсуждать любые вопросы, кроме вопроса Татунашвили. «Это было сделано при попустительстве миссии наблюдателей Евросоюза в Грузии, которые ничего не сделали для обсуждения повестки дня, в котором были важные вопросы, касающиеся жителей приграничных территорий», – подчеркнул полпред.
По словам М. Джиоева члены югоосетинской делегации обратили внимание участников дискуссий на неоднократные нарушения со стороны миссии наблюдателей ЕС государственной границы Южной Осетии, в частности, несколько раз в Знаурском районе, при этом миссия наблюдателей имеет мандат работы только на территории Грузии.
На встрече также обсуждался вопрос без вести пропавших граждан. «Представители ОБСЕ подтвердили, что работа международного эксперта по поиску без вести пропавших граждан Южной Осетии будет продолжена. Мы опять обратили внимание на грубые нарушения Грузией прав осетин – уроженцев Казбегского района (Тырсыгом), которые на протяжении нескольких лет не могут получить доступ в свои родовые селения», – заключил полпред.

А. ДЖИОТЫ