Деятельность неправительственных организаций и взаимодействие органов государственной власти и структур гражданского общества

В конце прошлой недели в пресс-центре Госкомитета информации и печати состоялся круглый стол «Деятельность неправительственных организаций и взаимодействие органов государственной власти и структур гражданского общества». В нем приняли участие министр юстиции Алан Джиоев, вице-спикер парламента Дмитрий Тасоев, глава комитета по налогам и сборам Владимир Каджаев, начальник Управления внутренней политики администрации президента Мурат Ванеев, госсоветник президента по социальным вопросам Родион Сиукаев, председатель Комитета парламента по национальной политике, культуры, науки, образованию, религии и СМИ Юрий Габараев, депутат парламента Амиран Дьяконов, политолог Коста Дзугаев и др.

Не секрет, что сомнительная деятельность неправительственных организаций (в части сотрудничества с грузинскими и западными фондами) с середины 90-х была причиной головной боли властных структур, общественности и народа. Невзирая на это, некоторые НПО продолжали осуществлять деятельность, попирая действующее законодательство. С начала 2000-х годов государство обратило внимание на правовые аспекты сотрудничества югоосетинских НПО с грузинскими и западными фондами и в некоторой степени пресекло бесконтрольность НПО.

После событий 2008 г., когда даже мысль о сотрудничестве с грузинскими НПО была кощунством, отдельные НПО Южной Осетии не считали зазорным демонстрировать «пролетарский интернационализм» в различных проектах. А финансовую поддержку обеспечивали структуры, финансировавшие грузинский шовинизм в борьбе против южных осетин, да и против России. Именно активизация НПО-структур Южной Осетии и стала отправной темой круглого стола, участники которого отметили возросшую динамику контактов отдельных НПО с грузинскими и западными коллегами. Эта динамика выражается в увеличении контингента граждан РЮО, которых руководители НПО вывозят на тренинги в страны Южного Кавказа и Западной Европы. По данным, озвученным на круглом столе, за 2014 год сотни молодых граждан РЮО приняли участие в тренингах на территории третьих стран, где встречались с грузинскими сверстниками.

Как отметил сотрудник Управления внутренней политики Алан Тибилов, это касается только молодежи, не считая представителей старшего поколения.

«Тенденция идет к увеличению. По опыту разных стран, в которых НПО содействовали цветным революциям, нам следует учитывать этот фактор. Южная Осетия – маленькое государство, которое легко расшатать внутри. Нам необходимо выработать план по противодействию этому. Обратите внимание, на тренинги выезжают студенты, неподготовленная молодежь. Их визави из Грузии и международных организаций – опытные кадры. Нашу молодежь встречают хорошо, отношение к ним уважительное, к их услугам культурная программа. И даже не обсуждая политику на тренингах, у молодежи создается положительное впечатление о Грузии на основе общения с грузинскими участниками. Т.е. идет работа по изменению сознания нашей молодежи. Министерство юстиции и правоохранительные органы должны дать правовую оценку этим мероприятиям», – отметил Алан Тибилов.

Политолог Коста Дзугаев, имеющий опыт работы в руководстве республики с НПО-структурами, изложил свое видение решения проблемы. По его словам, если в 90-х годах в силу политических, экономических обстоятельств и уровня российско-югоосетинского взаимодействия власти сквозь пальцы смотрели на контакты НПО, то впоследствии государство пересмотрело свое отношение к вопросу.

«В конце 90-х были внесены поправки в закон об общественных организациях, они обеспечивали более пристальное наблюдение государства над этими процессами. После цветной революции в Грузии мы были поставлены перед необходимостью серьезного контроля над такими контактами. Стало ясно, что деятельность некоторых структур пора прекращать, что было сделано.

После 2008 г. мы должны обеспечить более высокий уровень государственного реагирования на это направление в целом», – отметил Коста Дзугаев. Он предложил работать в направлении появления НПО, которые действительно отражают интересы РЮО и российско-югоосетинское взаимодействие. К сожалению, отметил политолог, Россия не использует ресурс югоосетинских НПО.

Пассивность российской НПО-среды на югоосетинском направлении подчеркнул и председатель Госкомитета информации и печати Вячеслав Гобозов. Действительно, это направление российско-югоосетинского взаимодействия, в отличие от высокого уровня сотрудничества госструктур, нуждается в динамике. Ведь Россия тоже заинтересована в создании югоосетинских НПО, которые будут отстаивать наши общие интересы.

Депутат парламента Амиран Дьяконов, который до депутатства отслеживал деятельность НПО в генпрокуратуре, сделал основательный анализ подрывной деятельности некоторых НПО. Это, в частности, «Грузино-осетинский гражданский форум». По словам Дьяконова, организация преследовала цель создания в РЮО третьей силы, чтобы Республика отказалась от пророссийской ориентации и перешла под протекторат Европейского союза или НАТО. В это время в Северной Осетии НПО должны были вести работу по выходу РСО-А из состава России, объединения с РЮО в единое осетинское государство, территорию которого должны защищать войска НАТО. Нетрудно догадаться, что данный Форум финансировался западными фондами.

Парламентарий предложил формировать в обществе самосознание, включающее нетерпимость к лицам, ставящим меркантильные интересы выше интересов общества и государства и второе – с помощью СМИ предоставлять НПО площадку для отчета о проделанной работе в рамках проектов за рубежом.

«Люди выступают от имени гражданского общества Южной Осетии, и почему мы не можем знать, на какие средства они поехали, что обсуждали и с кем встречаются за нашей спиной? Это мое право знать, право как гражданина, субъекта гражданского общества», – предложил А. Дьяконов.

Парламентарий поддержал прозвучавшее мнение о несовершенстве законодательства о некоммерческих организациях и перешел к обсуждению деятельности религиозных организаций, представляющих угрозу обществу. Как отметил депутат Дьяконов, члены религиозных организаций, отстранившись от защиты Отечества в дни августовской агрессии 2008 года, вместе с тем охотно идут служить в силовые структуры, на высокие посты в исполнительной власти.

«Когда в августе 2008 г. наши ребята храбро воевали, члены религиозных организаций прятались в подвалах. Я уважаю любую религию, но когда нарушается закон, государство обязано предпринять соответствующие меры. Кто-то кровь проливал, а они молились», – отметил депутат.

Он предложил на законодательном уровне запретить членам религиозных сект службу в силовом блоке и высоких постах в госструктурах.

Речь зашла и о Миссии Красного Креста, которая оказывает транспортные услуги по перевозке больных в лечебные учреждения Грузии. Отмечалось, что количество больных, вывозимых в Грузию, растет. Лечение в Грузии также меняет сознание людей и их отношение к Грузии – враждебному Южной Осетии государству.

Госсоветник президента Родион Сиукаев привел конкретные цифры, указывающие на возрастание количества выезжающих на лечение в Грузию людей. По словам Сиукаева, многие больные могли спокойно пролечиться в России. Но мотивация этих граждан заключалась в бесплатности лечения в Грузии. Вместе с тем, Р.Сиукаев отметил, что разрекламированная медицинская помощь в Грузии – во многом миф. И не всегда направленный в Грузию больной получал соответствующее лечение, и уже в России приходилось исправлять диагностику и методы лечения больных.

«Идет агитация, что в Грузии самые лучшие врачи, хотя в здравоохранении Грузии серьезные проблемы и там не такой уровень медицины, как в Москве, Санкт-Петербурге и может, даже Беслане», – сказал Р.Сиукаев.

Амиран Дьяконов предложил внести в программу социально-экономического развития изменения и предусмотреть средства на оказание высокотехнологичной помощи и лечения граждан РЮО.

Начальник Управления внутренней политики администрации президента Мурат Ванеев указал на необходимость усиления законодательства в области НПО. Он выразил удивление, что все озабочены только грузино-осетинскими отношениями.

«Почему наши НПО не развивают отношения с третьим сектором Северной Осетии? Грузия активно работает и в РСО-А. В частности, в Грузию приезжает молодежь из РСО-А и с ней ведется агитационная работа. Запад и грузинские спецслужбы преуспели в своей работе, и нам надо противостоять им, ресурс у нас есть», – сказал М.Ванеев. И здесь он задал важный вопрос и сам же на него ответил.

«Является ли участие югоосетинских НПО в этих проектах нарушением или нет? Грузинская государственная программа «Вовлечение путем сотрудничества» имеет подпрограммы, которые финансируются Западом и в них принимают участие наши НПО. Является ли это нарушением закона? Конечно, является, с точки зрения Уголовного кодекса. Фактически они являются соучастниками преступной деятельности Грузии против Южной Осетии», – поставил точку в правовом смысле Мурат Ванеев.

С ним согласились вице-спикер парламента Дмитрий Тасоев и депутат Амиран Дьяконов. По словам Д.Тасоева, постоянные дискуссии и общественное осуждение участия НПО в сомнительных проектах не принесут результата.

«НПО в Южной Осетии выполняют чей-то заказ. Эти процессы должны контролировать правоохранительные органы, которые в этом отношении работают слабо. Все уже придумано, законодательство есть, надо просто его исполнять», – отметил вице-спикер Дмитрий Тасоев. А по словам Амирана Дьяконова, законодательство предоставляет право накладывать ограничения, арестовывать счета, запрещать деятельность НПО и лиц, действия которых идут вразрез с национальными и государственными интересами РЮО.

По словам ведущего круглого стола Вячеслава Гобозова, учитывая состояние отношений между РЮО и Грузией, целесообразно на законодательном уровне принять меры, которые исключат участие наших НПО в мероприятиях, в которых участвуют грузинские партнеры.

«Третий сектор создается и финансируется внутренними источниками. Наш третий сектор создается исключительно на зарубежные средства. Это не гражданское общество в классическом понимании, а инструмент влияния на РЮО. Можно отметить три пути развития ситуации. Первый путь – путь тотального запрета на работу организаций, получающих финансирование из-за рубежа. Второй путь – использовать механизмы для максимально широкого продвижения интересов РЮО. Третий путь – когда оба этих метода создают конфигурацию, некую модель», – предложил Вячеслав Гобозов.

Министр юстиции Алан Джиоев поддержал участников дискуссии и согласился со всеми аргументами и доводами.

«Деятельность НПО от нас скрыта. Они куда-то едут, их деятельность афишируется как полезная для нашего общества. Нас настораживают эти выезды, они учащаются, и неизвестно, о чем там говорится. Если мы не видим деятельность НПО, не можем ее проследить, значит, надо ужесточить контроль. Законодательство в сфере некоммерческих организаций нуждается в совершенствовании. У Минюста нет тех полномочий, позволяющих реально контролировать и реагировать на нарушения», – сказал министр юстиции.

По его словам, в Минюсте идет работа по изучению законодательства государств, где ситуация в сфере НПО благополучная.

«Мы хотим посмотреть, какие у них способы контроля. Мы должны использовать самый лучший зарубежный опыт. Поэтому мы будем вносить предложения об изменении законодательства. Наша цель – предоставить Минюсту, Генпрокуратуре и МВД дополнительные полномочия по контролю над НПО. Самая главная цель – чтобы через закон добиться прозрачности их деятельности», – отметил Алан Джиоев.

Председатель комитета парламента Юрий Габараев тоже поддержал идею о запрете на контакты с грузинскими НПО.

«Президент Тибилов неоднократно говорил, что до признания Грузией геноцида и суверенитета Южной Осетии, покаяния и ответственности за преступления перед Южной Осетией ни о каких контактах с Грузией речи быть не может. Я придерживаюсь этой позиции. Какой диалог может быть с теми силами и структурами, которые финансировали и вооружали Грузию и поощряли ее к агрессии против Южной Осетии?», – отметил Юрий Габараев. Он поддержал также необходимость госреагирования на деятельность религиозных сект и увеличение количества членов в сектах, призвав осетинский народ не изменять традиционным ценностям и религиозным верованиям.

Участники дискуссии пришли к единому мнению по основным пунктам повестки дня и согласились продолжить диалог по вопросу деятельности НПО.

Александр КЕЛЕХСАЕВ