В пресс-центре Sputnik «Южная Осетия» прошла пресс-конференция, приуроченная ко Всемирному дню распространения информации о проблеме аутизма. Участники рассказали о специальных образовательных программах для работы с детьми, страдающими аутизмом, о необходимости ранней диагностики, а также о том, что в перспективе можно предпринять для лучшей адаптации в социуме.
Уполномоченный по правам ребенка при Президенте Южной Осетии Аэлита Джиоева считает, что ребенок с аутистическим расстройством имеет такие же права на жизнь и образование, как и любой другой гражданин.
РАННЯЯ ДИАГНОСТИКА
По словам заведующей республиканской детской поликлиники Ларисы Ханикаевой, в Южной Осетии расстройство аутистического спектра (РАС) установлено у семерых детей, но это те дети, родители которых принимают диагноз ребенка.
«К сожалению, многие родители думают, что врач ошибается. До последнего не принимают диагноза, тем самым упускают драгоценное время для коррекции и реабилитации ребенка. Поэтому лучше своевременно обращаться за необходимой помощью», – сказала Ханикаева.
По словам педиатра, ощущение того, что с ребенком «что-то не то», может возникать у родителей, когда ребенок еще совсем маленький – с полутора до двух лет. «В этом возрасте у ребенка могут появиться первые признаки расстрой-ства аутистического спектра, – сказала Ханикаева. – Родители с момента рождения ребенка должны ежемесячно посещать участкового педиатра».
Болезнь у детей протекает по-разному, одни дети легче поддаются лечению, у других процесс коррекции идет сложно. Что касается образования детей с РАС, то по мнению педиатра, они могут получать образование с остальными детьми, но лучше обучаться в спецшколах.
«Очень важна медико-психо-лого-педагогическая коррекция, даже не медикаментозное лечение, а именно общение с данными детьми. Призываю родителей ни в коем случае не отказываться от консультаций и наблюдений», – добавила Ханикаева.
ОСОБЕННОСТИ ПОВЕДЕНИЯ
Необходимо знать так называемые «красные флажки аутизма», при проявлении которых стоит обратиться к специалисту.
По словам врача-невролога Екатерины Елбакиевой, первый признак, по которому можно заподозрить у ребенка аутизм – это когда он не реагирует на свое имя или на просьбы, обращенные к нему,
отсутствие зрительного контакта: не смотрит в глаза, ребенок не пользуется указательным жестом, который является невербальным способом общения.
Важным признаком, по мнению врача является стимминг – повторяющиеся без видимой причины действия ребенка, такие как кружение вокруг своей оси, взмахи рук и т. д. «Ребенок зацикливается на одних и тех же игрушках, нет разнообразия в играх, нет в них сюжета. Как правило, у таких деток страдает воображение», – отметила Елбакиева.
Если родители замечают перечисленные особенности, то нужно обратиться к врачу.
КОМФОРТ РЕБЕНКА
Кандидат педагогических наук, приглашенный специалист из РФ в Южную Осетию, логопед Наталья Бессмертная отметила, что работа с детьми строится на базовых принципах – понять, принять, помочь, а уж с аутистами это более чем важно.
«Хочу обратиться к родителям, у которых в семье такой ребенок – не скрывайте и не замалчивайте, а создайте для него благоприятную среду. Главная ваша задача – помочь ребенку», – говорит она.
По словам Бессмертной, в Южной Осетии работает психолого-медико-педагогическая комиссия (ПМПК), которая определяет уровень интеллектуального развития ребенка с аутизмом.
«Эта комиссия решает, где ребенку будет лучше обучаться – в детском саду, школе или в индивидуальных условиях. То есть комиссия определяет образовательный маршрут, в котором ребенку будет комфортно. Мы не должны требовать больше, чем он может. Очень важно учитывать степень его развития и создать условия для него», – отметила логопед.
Родители детей с аутизмом могут обратиться к Бессмертной в школу-интернат за консультацией.
Аэлита Джиоева заметила, что дети с разными проблемами физического и психического недуга должны быть в отдельных помещениях в образовательных учреждениях. С ними должны работать разные специалисты.
«Неактивного ребенка может раздражать активный и создается еще более некомфортная ситуация как для одного ребенка, так и для другого. Хотелось бы, чтобы государство сделало все возможное для обеспечения равными правами каждого ребенка», – сказала Джиоева.
Наталья Бессмертная допускает, чтобы дети с особенностями развития обучались вместе. «Когда речь идет об образовании детей, нужно на это смотреть именно с позиции познавательной деятельности и уровня интеллектуального развития ребенка. Согласно существующей педагогической классификации в классе могут находиться дети с разными диагнозами, но они должны быть с одинаковым уровнем интеллектуального развития», – сказала она.
Определенные шаги по развитию системы коррекционной помощи ведутся. В частности, строится детский сад, где будут выделены группы для работы с детьми с особенностями развития.
Зачастую мамы детей с особенностями развития настолько углубляются в проблему ребенка, что в итоге они сами становятся профессионалами в этой сфере.
«Поэтому я приглашаю мам помочь другим мамам, делитесь своими знаниями. Можно создать ассоциацию и обмениваться опытом», – сказала Бессмертная.
О ПЛАНАХ
В ЮОГУ для психологов, дефектологов, педагогов, логопедов организуют курс повышения квалификации и переподготовки для работы с детьми с особенностями развития. Также психолого-медико-педагогическая комиссия станет центром, куда родители могут обращаться и консультироваться со специалистами.
Д.КАБАНОВА