Наряду со всеми православными христианами верующие Южной Осетии отмечают День всех Святых – Дауджытæ. В Осетии испокон веков поклонялись святым местам. Одним из них является праздник «Дауджыта» (Праздник всех святых), который отмечают в воскресенье.
Праздник Дауджытæ (букв. ангелы и духи) имеет общенациональное значение.
Дауæг, дауджытæ в религиозном воззрении осетин – общее наименование небесных сил. Под Дауджытæ обычно подразумевается не какое-то определенное божество, а весь сонм покровителей природного мира. В числе других древних святых они постоянно упоминаются в осетинской мифологии, нартовских сказаниях и молитвах как небесные духи.
Дауджыты бон исконно почитается Аланской Православной церковью как большое торжество. В Алании издревле принято называть Всех Святых словом “Дауджытæ”, а день их празднования “Дауджыты бон”.
В старину праздник “Дауджытæ ” особенно чтили в Дзауском, Куртатинском, Алагирском и Дигорском ущельях, в которых он отмечается в семейном кругу, и в общесельском масштабе. Каждый человек имеет своего ангела-хранителя, зæд. Понятие небесный дух-дауæг употребляется у осетин в том же значении, что и “зæд”, между ними нет существенной разницы.
Интересная особенность этого празднества: в Южной Осетии Дауджытæ отмечаются в разных регионах в разные дни. Например, в ущелье Брытат района Урс-Туалта он отмечается в субботу, в селении Елканта Кударского ущелья – в воскресенье, а в соседнем селении Ерцо еще через два дня, во вторник. Отмечается Дауджытæ через неделю после Кардагхассан в воскресенье.
К празднеству, как правило, определяли семей, которые были ответственны за приготовления. К празднику делали араку, варили пиво. Пиво варят по традиционному осетинскому рецепту. Оно варится только из экологически чистого зерна и хмеля в медной емкости. По мере возможности делали кусарт, чаще всего это был ягненок. С традиционными тремя пирогами и шашлыком из внутренностей возносится молитву духам.
К святому месту поднимаются пешком, неся с собой подношения: пироги, ритуальный шашлык, пиво и араку. Три пирога, шашлык и араку несли в святилище, где возносят ритуальную молитву, обращенную к небесным силам, просят, чтобы они покровительствовали собравшимся, чтобы те милостью покровительствующих им духов могли праздновать жизнь. Дзуары лæг с тремя пирогами, мясом и пивом произносил молитву, зажигал свечи в святом месте, после чего возвращался за общий стол, где и проходило застолье.
В святилище собирались люди из разных сел, пели, веселились, посылали друг другу почетные бокалы в знак уважения. Женщины всегда сидели отдельно. В разгар пиршества молодежь устраивала танцы, которые продолжались и по возвращении домой.
К возвращению паломников в селении накрывался стол, во главе стола садился старший по возрасту гость или хозяин дома. Гости рассаживались по старшинству.
Все считали долгом пригласить соседей и на славу угостить их. В наши дни праздник отмечается менее широко, чем прежде.
Дауджытæ – один из основных религиозных праздников. Это празднество известно как в горной полосе, так и в равнинных селах Осетии. Эти традиции поклонения святым не исчезли и спустя столетия. Они уже много лет передаются из поколения в поколение.
К.БАГАЕВА