Дамам – теория, джентльменам – практика

В современном мире автомобиль, как говорится, не роскошь, а средство передвижения. Каждый второй, будь то мужчина или женщина, имеет собственное авто. И Южная Осетия не исключение. С раннего утра в столице пробки. Надо успеть и в школу, и в детский сад, и при этом не опоздать на работу, чтобы не поймать «грозный» взгляд начальника. В этом случае автомобиль буквально спасает… Но не поспоришь и с тем, что для многих цхинвальских юношей и девушек автомобиль является символом роскоши и богатства, и чем дороже марка, тем «круче» его владелец.

Мы решили посетить автошколу Юго-Осетинского государственного университета, которая в год выпускает 540 человек (18 групп) квалифицированных водителей и поговорить с директором Василием Кулиджановым об условиях работы, уровне занятий и процессе обучения.

В конце 2013 года учебный центр «Автомобильная школа» РЮО решением руководства республики был переведен на баланс Юго-Осетинского государственного университета. Ранее автошкола функционировала при МВД.

На наш вопрос о целесообразности перевода автошколы в ЮОГУ и оправдало ли себя это решение, В. Кулиджанов пояснил, что автошкола не может функционировать при МВД. И в РФ, и в республиках СНГ автошколы находятся при образовательных учреждениях, при ведомствах, при ДОСААФ или же функционируют автономно.

По его словам, существуют нормативные требования, по которым автомобильная школа не может функционировать без специальных технических средств обучения, которыми располагает университет. Поэтому занятия и обучение в автошколе проходят на должном уровне.

«На момент переподчинения ЮОГУ в автошколе было 9 штатных единиц, а также 2 автомобиля марки Ваз 2107, технические средства обучения отсутствовали, не было автодрома.

В целях повышения эффективности деятельности автошколы  при поддержке ректора ЮОГУ Вадима Тедеева, построены два миниавтодрома (один из них перестал функционировать из-за строительных работ в новом комплексе), приобретена компьютерная техника, имитаторы вождения, проекторы с экранами. В настоящее время автомобильный парк школы состоит из 12 транспортных средств, среди них грузовой автомобиль и автобус.

Все автотранспортные средства были оборудованы дополнительными педалями по российским стандартам в единственном сервисном центре Северного Кавказа в городе Невинномысске», – рассказал директор автошколы.

В. Кулиджанов добавил, что в автошколе при МВД обучалась одна группа из 30 человек. В настоящее время в автошколе ЮОГУ обучаются одновременно 5 групп, что составляет 150 человек.

Улучшается техническая оснащенность автошколы

В настоящее время автошкола функционирует в тесном сотрудничестве с ГАИ. По всем показателям автошкола не уступает аналогичным школам Северного Кавказа.

В. Кулиджанов отметил, что, заключено соглашение с соответствующими структурами Северной Осетии по прохождению всеми инструкторами по вождению и преподавателями автошколы курсов повышения квалификации.

«Для большей эффективности работы автошколы необходимо улучшить техническую оснащенность учебного центра. С переходом в новое здание университета, нам будет предоставлен целый 2-й этаж. Мы уже заказали новейшие симуляторы вождения, современное оборудование.

Также закуплены видеорегистраторы, чтобы в случае ДТП была конкретная информация о происшествии, и мы могли отслеживать качество обучения наших учеников, проверять наших инструкторов.

Мы составляем договора с учащимися, согласно которым, если они пропустят по неуважительной причине более 5 занятий, то будут исключены.

Тесно сотрудничаем мы с ОМОН МВД, регулярно подготавливаем для этой структуры водителей», – рассказал он.

Кроме того, по словам директора автошколы, к концу ноября они получат два новых автомобиля, что позволит открыть еще одну группу.

«Наша автошкола соответствует стандартам, но мы и дальше будем повышать эффективность ее деятельности», – сказал В. Кулиджанов.

С отменой самоподготовки повысилась эффективность работы

До ЮОГУ в автошколе обучалось около 99% девушек. А сейчас парни составляют 50%.

Директор автошколы подчеркнул, что по данным ГАИ на 30 ДТП, произошедших за конкретный исследуемый период, только одно происшествие произошло по вине выпускника автошколы, другие виновники ДТП получали права по самоподготовке, что говорит об эффективной деятельности нашего учебного центра.

Ровно 90 лет назад, 18 июля 1925 года, в США официально объявили, что женщины могут водить автомобили не хуже мужчин. Кто сделал такое объявление – история умалчивает. И на каких выводах оно основано, тоже не известно. Мы решили сами выяснить, так ли это на самом деле.

По словам В. Кулиджанова, мужчины и женщины водят по-разному. Сильный пол рискует и превышает скорость, слабый – боится и осторожничает. Во время обучения в автошколе женщинам, в основном, лучше дается теория, а мужчинам – практика. «Девушки более усидчивы, внимательны, поэтому им легко освоить теорию. И они лучше соблюдают правила дорожного движения, чем парни. Наверно, вступает в силу инстинкт самосохранения», – объясняет он.

Мы также поинтересовались, сколько лет было самому старшему учащемуся автошколы. Как оказалось, представителю фамилии Чехоевых из с. Арчнет было 80 лет. А самой старшей автолюбительнице 64 года.

По словам директора автошколы, возрастных ограничений для учебы в автошколе нет. Главное, чтобы здоровье позволяло.

Впервые в автошколе женщина – инструктор

В настоящее время в автошколе работает 10 инструкторов и 2 преподавателя по теории. Все они, прошли квалификационную комиссию и переподготовку. Кроме того, у них есть свидетельства о профессиональной пригодности.

«Каждый год наши сотрудники проходят курсы повышения квалификации. В этом вопросе мы прибегаем к помощи специалистов из Северной Осетии», – сказал В. Кулиджанов.

Как пошутил директор автошколы, чтобы «ревнивые» супруги учащихся женского пола не создавали проблем ни женам, ни инструкторам, по решению руководства ЮОГУ было принято оптимальное решение. В скором времени в автошколе появится женщина-инструктор с 20-летним стажем вождения.

«Наша цель – не прибыль, а качество обучения»

Так звучит девиз автошколы. По словам В. Кулиджанова, стоимость обучения в автомобильной школе на сегодня в разы меньше, чем в аналогичных образовательных центрах Северного Кавказа и РФ в целом. – «Например, по категории «В» стоимость обучения в автошколе ЮОГУ составляет с недавнего времени 9 800 рублей, а в Северной Осетии и других регионах РФ 15 000 – 45 000 руб.

Мы не гонимся за прибылью, мы чисто экономически посчитали расходы на запчасти, на зарплату инструкторам, которых приняли по договорам, на приобретение ГСМ, то есть это экономически обоснованные цены, именно то, что мы тратим за конкретный период обучения. Мы за качество, а не за небольшую прибыль», – подчеркнул В. Кулиджанов.

В конце беседы директор автошколы ЮОГУ отметил, что обязательным условием функционирования автошколы является автодром, где можно научиться таким маневрам, как трогание с места, ориентация руля, парковка и т.д. – «У нас есть мини автодром во дворе университета. Но для всех категорий вождения нам необходим большой полноценный автодром. Для его организации нам нужен земельный участок, поэтому было бы хорошо, если бы нам выделили его где-нибудь за чертой города».

З. КАЧМАЗОВА