Чтобы извоз был законным

В газете «Южная Осетия» от 12 марта 2015 года была опубликована статья Заремы Кочиевой «Компромисс, выгодный всем…». В ней речь идет о рейдах, которые проводят работники налоговых органов с представителями ГИБДД с целью выявления фактов незаконного предпринимательства.

Я сам журналист. Всю свою жизнь отдал работе в Дзауской газете, но в 1991 году страшное землетрясение разрушило здание редакции и типографии газеты «Дзау». Как известно, в это время произошел распад великой Страны Советов. Газета осталась без помещения и без финансирования. Его работники разбрелись в разные стороны.

До пенсии мне еще оставалось несколько лет, и надо было как-то выкручиваться, чтобы выжить, содержать семью, детей. Я не знал, что делать. В республиканских (тогда областных) газетах вакансии не было. Друзья посоветовали мне заняться извозом пассажиров, обратив внимание на то, что у меня есть легковая автомашина, которую я получил в 1986 году после 17-летнего стояния в очереди.

С тех пор прошло много времени, я уже на пенсии, но по-прежнему занимаюсь частным извозом, ведь размер пенсии невелик, а тут подросли внуки и им надо помогать.

В советское время в Цхинвале были считанные государственные такси, которые располагались в районе универмага (Богири) и магазина «Фарн». Сейчас в столице не осталось ни одного района, где бы не стояли разные легковые машины с трафаретами «такси». Сегодня в рядах таксистов есть и бывшие педагоги, и артисты, и люди, ранее занимавшие ответственные посты. Но большинство извозчиков все-таки люди простые.

В нынешнее так называемое рыночное время любое занятие частным делом называется предпринимательством. А предприниматели, к которым относятся и таксисты, должны платить налог государству. В большинстве своем они согласны платить. Но вот формы и методы их вовлечения в ряды предпринимателей вызывает вопросы. Я сам и еще несколько моих товарищей официально зарегистрировались предпринимателями и исправно платим налоги. Но большинство таксистов, как отметил выше, люди с невысоким уровнем образования, им нужно разъяснять ситуацию. Отмечено, что предпринимателям трудно ходить по кабинетам в разные части города и оформлять документы. Налоговым органам следует взять этот вопрос на заметку и сделать так, чтобы все документы оформлялись в одном месте и за короткое время. Для информации можно использовать местную прессу, не повредят делу и беседы с таксистами на стоянках, вместо облав с сотрудниками Госавтоинспекции.

Лично мне и некоторым моим товарищам выгоднее иметь свидетельство предпринимателя, чем каждую неделю, как было ранее, бегать за приобретением квитанции на право заниматься извозом на несколько дней. Есть люди, которые занимаются извозом от случая к случаю, иные работают посменно и выходят «таксовать» в свободное от основной работы время. Что с ними делать? Выдача квитанций об уплате денег за извоз пассажиров на несколько дней в прежних формах себя не оправдала. Если налоговые органы сумеют оформить квитанции строгой отчетности и нумерации, то почему не пойти навстречу этой категории таксистов? И пусть и эти документы выдают в самом налоговом ведомстве.

И еще. Государство требует от таксистов, чтобы они платили за извоз пассажиров. И это правильно. Но соответствующие чиновники должны знать, что сейчас таксистами становятся не от хорошей жизни. Да и занятие это вовсе не такое уж прибыльное. Количество личного автотранспорта в городе значительно возросло. Таксистов много, а клиентов мало. Правильно говорит в вышеупомянутой статье пожилой водитель Андрей Кокоев, что он может простоять весь день и ничего не заработать. Или сделать 2-3 рейса, а это небольшой заработок – всего около 200 рублей в день.

Лица, занимающиеся частным извозом пассажиров, ничего от государства не требуют. Сами заправляют свои машины горючим, сами ремонтируют их (а ремонт и запчасти дорожают), но государство обязано хотя бы благоустроить некоторые места стоянок, вывесить знаки «Стоянка такси», чтобы другие машины им не мешали.

Павел ДЖИОЕВ