Безопасный город начинается со школьной скамьи

Одним из трендов начавшегося 2016 года в Южной Осетии стала борьба с нарушителями на дорогах. Регулярные ДТП со смертельным исходом вконец переполнили чашу терпения как властей, так и общественности. За первые полгода прошедшего 2015 года было зарегистрировано 76 ДТП, это больше по сравнению с аналогичным периодом 2014 года. В том же 2014 году на дорогах погибло 8 человек, более тридцати получили ранения. Официальная статистика за весь 2015 год по этим показателям пока не опубликована, но судя по всему, прошлый год может оказаться в числе рекордсменов.

Ужесточение мер по борьбе с нарушителями правил дорожного движения носит комплексный характер, затрагивая как законодательство, так и работу правоохранительных органов.

В частности, были внесены изменения в Закон РЮО «Об административной и уголовной ответственности за нарушение правил дорожного движения». Статья 11 Закона Республики Южная Осетия «Об административной и уголовной ответственности за нарушение правил дорожного движения» в новой редакции с внесенными изменениями уже гласит так:

«1. Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, если такие действия не содержат уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа в размере 20 000 (двадцати тысяч) рублей с лишением права управления транспортными средствами на срок от полутора до двух лет.

2. Передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения, влечет наложение административного штрафа в размере 20 000 (двадцати тысяч) рублей с лишением права управления транспортными средствами на срок от полутора до двух лет.

3. Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения и не имеющим права управления транспортными средствами либо лишенным права управления транспортными средствами, если такие действия не содержат уголовно наказуемого деяния, влечет административный арест на срок от десяти до пятнадцати суток или наложение административного штрафа на лиц, в отношении которых в соответствии со статьей 3.9 Кодекса об административных правонарушениях, действующего в Республике Южная Осетия, не может применяться административный арест, в размере 30 000 (тридцати тысяч) рублей».

Новые поправки также будут воздействовать на так называемых «отказников», когда поведение нарушителя становится конфликтным в ответ на законное требование дорожного инспектора.

Теперь невыполнение водителем транспортного средства законного требования уполномоченного должностного лица о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения, если такие действия или бездействие не содержат уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа в размере 20 000 рублей с лишением права управления транспортными средствами на срок от полутора до двух лет.

Если же от законного требования уполномоченного должностного лица о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения будет отказываться водитель, не имеющий права управления транспортными средствами либо лишенный этих прав, за такие действия можно загреметь под административный арест на срок от десяти до пятнадцати суток или получить административный штраф в размере 30000 рублей.

Применение новых поправок, невзирая на лица и занимаемые должности, действительно может привести к серьезному улучшению ситуации на дорогах республики. Пьяных за рулем однозначно станет меньше. Судя по настрою руководства республики, сотрудникам силовых структур, которые раньше могли позволить себе вольности за рулем и в силу занимаемого положения могли оказывать давление на сотрудников ГАИ МВД РЮО, теперь также не удастся так легко уходить от заслуженного наказания.

Определенный эффект от ужесточения мер уже есть. Количество задержанных за вождение в нетрезвом состоянии увеличилось, а это, в свою очередь, оказывает отрезвляющее воздействие на других.

Глава Республики Л. Тибилов, выступая за ужесточение мер по борьбе с нарушениями на дорогах, призвал подключиться и общественные организации вкупе с политическими партиями. Ведь общественный контроль позволит обеспечить большую прозрачность в работе правоохранительных органов и может помешать нарушителям избегать наказания. И, наконец, никто не станет сбрасывать со счетов эффект от агитационной работы, которую могут проводить общественники и представители партий. Необходимо учитывать, что очень многое в борьбе с нарушителями на дорогах и в профилактике подобного рода нарушений зависит от стереотипов, сложившихся в общественном сознании. Именно поэтому во многих цивилизованных странах высокопоставленные нарушители сами подают в отставку, не дожидаясь общественного осуждения или реакции своего непосредственного руководства. В нашем обществе также необходимо сформировать подобное нетерпимое отношение к лихачеству и любителям Бахуса за рулем.

Конечно, меры, предпринимаемые по линии МВД, в частности, рейдовые мероприятия, установка видеофиксаторов и т.д. сыграют положительную роль. В целом благодаря помощи российских коллег техническая оснащенность югоосетинского ГАИ с каждым годом улучшается, что также позволяет им успешнее решать свои проблемы. Но без изменения сознания и ломки стереотипов проблема не будет решена. Безопасный город начинается не только с установки видеокамер, но и со школьной скамьи, где будущих водителей должны приучать к правильному поведению на дороге, на улице. В свое время представители ГАИ предлагали разработать для детей младшего возраста, школьников и студентов систему обучения правилам дорожного движения, издавать для этих целей специальную литературу, адаптированную под детское и юношеское восприятие.

Подобные меры давно и небезуспешно практикуются во многих странах.

А. ТЕДЕЕВ