Аза Кокоева: «Осетинские женщины всегда были невероятно стойкими»

Кандидат исторических наук, этнограф, доцент Юго-Осетинского государственного университета Аза Багратовна Кокоева, старший научный сотрудник посвятила свою научную деятельность изучению культуры, традиций и обычаев осетинского народа. Особое внимание в своих исследованиях она уделяет погребально-поминальной обрядности, рассматривая ее как один из ключевых элементов мировоззрения и этнической идентичности осетин. Аза Багратовна в прошлом году отметила свой 80-летний юбилей. Президент Гаглоев наградил ее высокой государственной наградой – Орденом Дружбы.
В преддверии 8 марта мы поговорили с Азой Багратовной о роли женщин в осетинском обществе в прошлом и сегодня, особенностях их воспитания, а также об изменениях, которые необходимо внести в некоторые традиции и обычаи.

– Аза Багратовна, что вас побудило выбрать профессию исследователя этнографии Осетии?

– Меня всегда глубоко интересовали история, культура и традиции осетинского народа. В школьные годы этот интерес стал определяющим в выборе будущей профессии, поэтому я поступила на историко-филологический факультет. Окончив его в 1969 году, окончательно утвердилась в своем решении посвятить себя этнографической науке. В 1970 году руководство Юго-Осетинского научно-исследовательского института направило меня в целевую аспирантуру в Тбилиси, где я обучалась в Институте истории, археологии и этнографии Академии наук ГССР по специальности этнографа. Моим научным руководителем была первая женщина-осетинка, получившая ученую степень доктора исторических наук Зинаида Давыдовна Гаглоева.
Благодаря этнографическим экспедициям и изучению специализированной литературы передо мной открылся богатый и многогранный мир осетинского народа. Сельский быт, народные традиции и архаика осетинской культуры заиграли для меня новыми красками. Это укрепило мое желание посвятить свою научную деятельность исследованию традиций, обычаев и различных аспектов нематериальной культуры осетин.

– Какие вопросы в области этнографии Осетии находятся в центре внимания ваших научных интересов?

– В центре внимания моих научных интересов в области этнографии Осетии находятся традиционные обряды осетинского народа, особенно погребально-поминаль-ная обрядность. Эта тема, являясь частью нашей жизни, до сих пор полностью не изучена и представляет собой наиболее архаичную и консервативную часть народного мировоззрения.
Почитание предков является одним из составляющих общественного сознания осетин. Например, осквернение могил предков вызывает до настоящего времени кровную месть у осетин. В связи с этим хочется привести общеизвестную фразу из послания скифского вождя Иданфирса персидскому царю Дарию: «Если же вы желаете во что бы то ни стало сражаться с нами, то у нас есть отеческие могилы. Найдите их и попробуйте разрушить, и тогда узнаете, станем ли мы сражаться за эти могилы или нет».
Большое значение имеет также изучение представлений осетин о загробном мире, которые находят отражение в фольклоре, в частности, в Нартском эпосе. Исследования в этой области позволяют глубже понять мировоззрение осетинского народа, его традиции и ментальные установки.

– Расскажите об интересном или неожиданном факте, который узнали в ходе исследований?

– Одна из историй, оставившая глубокий след в моей душе, произошла во время этнографической экспедиции в селе Часавал Кударского ущелья, где я встретила пожилую женщину по фамилии Гаджион. Она рассказала о своей тяжелой судьбе. Гаджион родила одиннадцать детей, но лишь двое из них выжили. В те времена детская смертность была очень высокой, и женщины часто теряли детей.
Гаджион содержала крупный рогатый скот, и одна из её коров каждый год теряла теленка после отела. Через несколько лет сама корова умерла от разрыва сердца. Когда её зарезали, оказалось, что она умерла от сердечного удара. Гаджион говорила: «Женщина по своей природе очень крепка духом» (Сылгоймаг тынг фидар у). И приводила в пример свою корову: «Её сердце не выдержало потерь, а я похоронила девять детей и до сих пор жива».
Осетинские женщины всегда были невероятно стойкими, несмотря на то, что их положение в семье было непростым. Особенно тяжело приходилось молодым невесткам: они вставали раньше всех, убирали двор, доили коров, пекли хлеб, готовили сыр и завтрак для всей семьи. Жизнь была трудной, но они жили, преодолевая испытания.
Сколько лет прошло с той встречи, а я до сих пор думаю о словах Гаджион. Эта история напоминает мне о том, как велика сила духа осетинской женщины.

– Какие традиции осетин вам кажутся наиболее ценными? И, напротив, есть ли в жизни современного осетинского общества обычаи, от которых стоило бы отказаться?

– Осетинская культура богата традициями, которые определяли жизнь народа на протяжении веков. Некоторые из них необходимо сохранить как основу национальной идентичности, а от других, утративших свое первоначальное значение или ставших бременем для общества, следует отказаться.
В качестве примера наиболее значимых и ценных из обычаев могу назвать почитание старших. Эта традиция всегда была одним из важнейших элементов осетинского мировоззрения, пронизывая все сферы жизни – от семейных отношений до общественных институтов. Она лежит в основе осетинской этики и семейного уклада, воспитывая в молодых уважение к опыту и мудрости старшего поколения, учит ответственности и чувству долга.
Крайне важен обычай – фамильный куывд – традиционные встречи представителей фамилии, укрепляющие родственные связи и воспитывающие молодежь в духе ответственности перед своим родом.
Вместе с тем некоторые современные обычаи потеряли изначальный смысл и превратились в обременительные традиции. Например, на осетинских свадьбах обычай выкуп невесты утратил главное содержание. Он изначально имел глубокий смысл – это была форма ритуального торга. Однако сегодня этот обряд превращается в формальность. Сегодня деньги отдают за выкуп попросту исключая сам процесс торга. В таком виде традиция теряет свою суть, а потому либо должна вернуться к исконной форме, либо уйти в прошлое.
Особенно важен пересмотр похоронных и поминальных традиций. Исторически осетинские похороны были скромными. Но сегодня нередко можно видеть обильные застолья, которые мало напоминают выражение скорби. Некоторые обряды, такие как ночные бдения (æхсæвæртæ) и пятничные поминки (сабат изæртæ), не были исконно осетинскими традициями, они появились относительно недавно. Эти мероприятия обременяют семьи не только морально, но и материально, особенно в условиях, когда для некоторых, эти затраты становятся неподъемными. Хочу отметить, что соседние народы как на юге, так и на Северном Кавказе не отмечают их.
Наши предки постились перед похоронами, а сейчас мы видим изобилие еды, мясные блюда, пироги. В прошлом никто не устраивал столь обильные застолья, потому что поминки – это прежде всего время скорби, а не праздника.
Кроме того, сегодня многие христианские праздники в Осетии стали ассоциироваться с поминовением умерших – Рождество, Пасха, Вознесение, День Святой Марии. Если во всем христианском мире это дни радости и духовного очищения, у нас они превратились в траурные дни, сопровождаемые жертвоприношениями. Разумеется, память предков – священна, но это не должно вытеснять смысл самих религиозных торжеств. Важно соблюдать баланс между духовностью и традициями, не превращая праздники в бесконечные трапезы в память об ушедших.
Стоит отказаться и от разорительных сборов денег на поминки – в прошлом помощь семье оказывали лишь ближайшие родственники и соседи, а не весь аул. Необходимо сократить количество поминальных мероприятий до трех обязательных: день похорон, сорок дней и годовщина. Все остальные поминальные столы должны уйти в прошлое. Важно не просто слепо следовать традициям, а разумно их переосмыслять, сохраняя лучшее и избавляясь от того, что мешает развитию общества.

– Какую роль традиционно играли женщины в семье и в обществе?

– Осетинки занимали особое место в семье и обществе, сочетающее в себе как строгие ограничения, так и высокий статус, особенно в зрелом возрасте.
В семье девушка с детства готовилась к замужеству, обучаясь ведению хозяйства. После свадьбы она подчинялась строгим правилам: не говорила громко в присутствии мужчин, избегала общения со свекром и старшими родственниками мужа, не называла супруга и свекра по имени. Однако с возрастом положение женщины менялось – старшая женщина в доме (æфсин) приобретала высокий авторитет, могла участвовать в решении семейных вопросов и управлять хозяйством.

Осетинское общество строго требовало уважительного отношения к женщинам. Оскорбление или рукоприкладство в их адрес считались позором для мужчины.
Важнейшая функция женщины в обществе заключалась в том, что она могла остановить кровопролитие. Даже враждующие стороны прекращали бой, если между ними вставала женщина или бросала свой платок.
Несмотря на традиционные ограничения, женщины-осетинки играли важную роль как в семейной, так и в общественной жизни, воплощая в себе нравственные и этические ценности осетинского общества.

– Как изменилось положение женщин в Осетии за последние десятилетия?

– Положение женщин в Осетии за последние десятилетия значительно изменилось. Это связано как с общими мировыми тенденциями, так и с историческими потрясениями, которые пережил осетинский народ.
С одной стороны, женщины получили больше возможностей для образования и самореализации. В Осетии много женщин-ученых, писателей, музыкантов, общественных деятелей, что свидетельствует о росте их социальной значимости. Они занимают важные посты, участвуют в развитии культуры, науки и общественной жизни.
С другой стороны, изменения коснулись и традиционной роли женщины в осетинском обществе. Раньше осетинская женщина вела себя скромнее, весьма ограниченно участвовала в застольях, её место было у очага.
Сегодня женщины принимают активное участие в застольях, свадебных торжествах и ведут себя гораздо свободнее. Это вызывает неоднозначные чувства. С одной стороны, это признак эмансипации, с другой – возможно, чрезмерное отступление от традиционных норм. Например, использование слова «оммен» женщинами в традиционной культуре было недопустимо, а сейчас считается нормальным явлением на застольях. На мой взгляд, важно сохранять уважение к базовым традициям, которые делают осетинскую культуру уникальной.

– Ваша любимая историческая фигура из числа женщин-осетинок?

– Моя любимая историческая фигура из известных женщин-осетинок – Анна Цаликова. Она была не только талантливой женщиной, но и настоящей музой Коста. Ее женственность, обаяние и любовь к искусству впечатляли современников. Анна Цаликова обладала разносторонними талантами: пела, танцевала, играла на гармони, у нее отмечали яркие сценические способности. Все это сочеталось в ней с глубоким внутренним миром, чувством юмора, добротой и открытостью.

– Как, по-вашему, можно популяризировать осетинскую культуру среди молодёжи?

– Для популяризации осетинской культуры среди молодёжи важно создать атмосферу, в которой традиции становятся частью их повседневной жизни. Одним из ключевых моментов является пример старших поколений. Как отмечает этнолог Вилен Уарзиаты, в Осетии старшие зачастую не демонстрируют примеры достойные подражания, это негативно сказывается на сохранении традиций среди молодёжи. Чтобы изменить ситуацию, необходимо, чтобы старшие не только сохраняли и передавали традиционные ценности, но и активно вовлекали молодёжь в культурные процессы, становясь для неё наставниками.
Очень важно, на мой взгляд, организовывать культурные и образовательные программы, которые бы вовлекали молодёжь в изучение осетинских традиций, языка, фольклора и ремесел. Представители подрастающего поколения смогут таким образом почувствовать свою причастность к сохранению осетинской идентичности. В таком контексте осетинская традиционная культура станет не только частью истории, но и живым и динамичным явлением, интересным для молодежи.

– Ваши пожелания женщинам Южной Осетии…

– Женщинам Южной Осетии хотелось бы пожелать крепкого здоровья, благополучия, любви и гармонии в жизни. Они достойны особого уважения, поскольку всегда играли ключевую роль в сохранении семейных ценностей, поддерживая близких в самых тяжелых ситуациях. Пусть каждый день приносит им радость, спокойствие и внимание любимых людей. Пожелаем также, чтобы современные достижения не затмевали традиции и ценности, которые всегда были залогом силы и мудрости женщин Осетии.

Алла ГЕРГАУЛОВА