Аслан ЛОЛАЕВ: «Образование будущего связано с информатизацией системы образования»

Интервью с министром образования Асланом Лолаевым

– Аслан Давидович, каждый руководитель ставит перед собой несколько главных задач, не считая других, уступающих по значимости. Что для Вас является самым главным, какие направления собираетесь реализовать?

– Система образования состоит из множества направлений: начальное образование, среднее, общее, дополнительное, высшее. Все этапы должны гармонично сочетаться друг с другом. Конечно, есть проблемы, которые требуют незамедлительного решения, но мы понимаем, что любые радикальные изменения могут привести к негативным моментам.
Есть определенные идеи, которые надо реализовывать. К примеру, чтобы педагог повысил квалификацию и улучшил свое материальное состояние, он проходит аттестацию. Планируем внести изменения в законодательную базу, предусматривающую аттестацию педагогических работников. Новые специалисты в течение двух лет обязаны подтвердить свою квалификацию, и только после этого повышать ее. По этому поводу рассматриваем возможность – обязать руководства школ самим проводить аттестацию сотрудников на 12 разряд. А учредителям образовательных организаций – это администрации города и районов, – поручить проведение аттестации педагогов, претендующих на первую квалификационную категорию – 13 разряд. Непосредственно за министерством как за высшим представительным органом в сфере образования надо оставить вопрос о присвоении высшей квалификационной категории – 14 разряда.
Для себя я определил несколько первостепенных задач – это развитие изучения осетинского языка и литературы, а также информатизация системы образования. В обществе происходят определенные процессы. Посредством интернета и телевидения наши дети с рождения начинают говорить не на осетинском языке, а на русском. Это в будущем может стать серьезной проблемой для государства. Мы как национальное государство должны выстроить приоритеты правильно. Для меня основная задача – развитие родного языка посредством создания национальной осетинской школы. То есть на базе начальной школы, где предметы, в том числе и точные науки, будут проходить на родном языке с должным методическим сопровождением, а также на русском, чтобы в будущем дети были конкурентоспособными при поступлении в российские учебные заведения. У нас есть ученые, передовые педагоги по осетинскому языку и литературе и непосредственно с их привлечением эту идею и нужно реализовать.
Аналогичные школы есть в Северной Осетии. Будем пользоваться их наработками тоже.

– Вы – человек не новый в сфере образования, долгое время работали заместителем министра образования, и приняв сферу в качестве руководителя, будете ли что-то кардинально менять? Возможно, Вы видели направления, нуждающиеся в трансформации.

– Реформы, конечно, неизбежны. Происходит информатизация всей жизнедеятельности человека, образование не может оставаться в стороне.
Как хороша бы ни была советская система образования, существуют новые вызовы и реалии в мире, и к ним надо быть готовыми. Нужно создавать проект программы информатизации сети в образовательных организациях. Посредством государственной программы, я надеюсь, этот проект будет реализован. В первую очередь надо подготовить квалифицированных специалистов для работы с детьми. Провести интернет во все образовательные учреждения, чтобы педагоги могли проводить онлайн занятия, открытые уроки, видеоконференции, телемосты – это необходимость времени.

– В России успешно функционирует школа для особо одаренных детей «Сириус». Можно ли создать аналогичную школу в Южной Осетии, чтобы юные дарования могли реализоваться не только в гуманитарных, но и в точных науках, высоких технологиях?

– Особо одарённые дети не могут быть в каждой семье, могут быть 1-2 ребёнка на 20 тыс. населения. Поэтому открыть такую школу на 1-3 детей невозможно. Но поддерживать государство таких детей однозначно будет.
Сейчас идут подготовительные работы для открытия с сентября на базе Дворца детского творчества «математической школы», т.е. математических классов для учащихся начальных классов. Педагог по результатам определённых заданий проанализирует знания ребёнка и определит, к каким наукам он склонен. По результатам анализа будем думать, как в дальнейшем это развивать.

-В югоосетинском сегменте соцсетей часто можно прочитать пожелания родителей сделать учебную неделю пятидневной, тем более это, насколько известно, прописано в законе. В субботу дети, к примеру, могут заняться полезным трудом дома. На Ваш взгляд, возможно ли применение этой нормы в Южной Осетии?

– Как родитель, я согласен, поскольку у ребенка по факту нет свободного времени.
Пятидневка, конечно, хорошо, но учебно-тематический план, по которому занимаются образовательные учреждения, включает предметы, которые не умещаются в пять дней. Если мы с нового учебного года перейдем на пятидневную рабочую неделю, то сложится такая ситуация, когда у детей ежедневно будет 7 – 8 занятий.
Помимо этого, есть санитарно-эпидемиологические нормы, определяющие время, в течение которого ребенок может заниматься в школе.
Отменить субботние занятия мы не можем, поскольку также лишаем педагогов нагрузки, за которую они получают зарплату. Этот вопрос прорабатывается, до 20-го августа найдем наиболее оптимальное решение.

– Среди молодежи востребованы профессии экономиста и юриста. Это мы видим на примере популярности этих факультетов в ЮОГУ. Ведь в стороне остаются точные науки, филология, сельское хозяйство. Какую работу нужно проводить в школе, чтобы привлечь молодежь к другим наукам?

– Родители зачастую считают, что у юристов и экономистов есть больше возможностей занять высокую должность, чем у представителей других профессий, поэтому и советуют своим детям поступить на эти факультеты.
К нам часто обращаются с вопросом по трудоустройству именно по этим специальностям, но вакантных мест бывает немного.
В сфере образования может оказаться вакантной любая должность. Многим приходится проходить переквалификацию.
Задача школы не только научить читать, писать и считать, но и готовить детей к взрослой жизни. Это касается в первую очередь классных руководителей и педагогов.

– Система образования развивается быстрыми темпами. Постоянно совершенствуется методология. Успевают ли наши учителя за «трендами»?

– Законодательство обязывает педагогов с определенной периодичностью проходить курсы повышения квалификации. Наши учителя эти курсы систематически проходят.
Педагоги ответственно подходят к вопросу повышения квалификации. Конечно, нельзя сказать, что у нас 100 % учителей охвачены этой деятельностью и являются передовыми в своих направлениях. Это не так, но большая часть работает над собой, повышает уровень квалификации.
По возможности стараемся, чтобы наши преподаватели выезжали и за пределы республики. На протяжении уже многих лет они оттачивают своё мастерство и, надо сказать, идут в ногу со временем.

– Планируете ли развивать связи с коллегами из дружественных стран?

– С государствами, признавшими независимость Южной Осетии, мы сотрудничаем. И дальше будем расширять и углублять взаимодействие.

– Как Вы оцениваете успеваемость югоосетинских школьников? По уровню знаний они уступают российским школьникам?

– Не могу сравнивать успеваемость югоосетинских школьников с российскими, ведь каждая страна имеет свою систему образования. В России на сегодня и требования, и форма итоговой аттестации отличаются. Наши абитуриенты показывают неплохой уровень успеваемости. Подтверждением этому является то, что многие российские вузы с большим желанием берут их на учёбу.

– Каким Вам видится образование будущего?

– О нем можно говорить много, но я постараюсь вкратце ответить. Образование будущего связано с информатизацией системы образования, без этого не удастся стать конкурентоспособными.
В Южной Осетии на сегодняшний день сохранена система советского образования. Есть понимание и видение того, каким образом внедрять современные информационные технологии в существующую систему.
Образование будущего невозможно без преподавателя-наставника, который прошёл определённые этапы своей жизни и вместе с тем учит детей новым технологиям – умению работать с различными цифровыми устройствами.
Современные дети зачастую лучше владеют телефонами и планшетами, чем некоторые педагоги,в этой связи необходимо повышать квалификацию кадров. Над этим вопросом будет проведена основательная работа.

– Будут ли наши выпускники сдавать ЕГЭ?

– Министерством не рассматривается введение в Южной Осетии Единого государственного экзамена. Данная форма итоговой аттестации нам не подходит, в самой Российской Федерации ЕГЭ остаётся самым критикуемым проектом образования.
В республике функционирует ЮОГУ им. А. Тибилова, проводящий вступительные экзамены по традиционной системе. У граждан РЮО, желающим поступить в вузы России, возможность сдать ЕГЭ есть в Северной Осетии.
Сам я лично ЕГЭ не поддерживаю – средняя школа должна учить детей мыслить, давать им возможность рассуждать и искать разные пути решения тех или иных задач, а не сводить к тому, что из пяти условных вариантов нужно выбрать один.

Дана ТУГАНОВА