«Арктику» приговорили к утилизации

Мы не можем остаться в стороне от развернувшейся кампании в защиту «Арктики»

17 августа 1977 года атомный ледокол «Арктика» достиг географической точки Северного полюса. Впервые надводное судно прошло сквозь льды к верхушке планеты. Весь экипаж был награжден орденами и медалями, а наш земляк капитан Юрий Кучиев, главный инженер-механик Олег Пашнин, старший мастер АППУ Фидус Асхадуллин стали Героями Социалистического Труда. Впоследствии рейсы атомоходов на Северный полюс совершались неоднократно.

«Арктика» была построена на Балтийском заводе в 1975 году. Ледокол мощностью 75 тысяч лошадиных сил был предназначен для работы во льдах толщиной до трех метров и положил начало целой серии судов подобного типа. Этот уникальный атомоход бесперебойно отработал 33 года (177 тысяч часов работы реакторной установки), провел год без захода в порты и встретил в море миллион пройденных миль. Различные механизмы, узлы и агрегаты «Арктики», созданной на Балтийском заводе, до сих пор являются эталоном качества и служат в качестве запчастей для работающих сегодня атомоходов. С 2008 года «Арктика» выведена из эксплуатации и по сей день стоит у причала «Атомфлота» в Мурманске и приговорена к утилизации – то есть, к распилу на металлолом.

Эта новость, широко обнародованная СМИ и блогосферой около трех с половиной месяцев назад, вызвала просто шквал возмущения. На Интернет-портале «Полярная Почта», по адресу http://arktika.polarpost.ru, начался сбор подписей в защиту «Арктики». Подписавших это обращение к федеральным властям с просьбой о сохранении атомохода в качестве корабля-памятника, корабля-музея, и о присвоении ему статуса культурного наследия Российской Федерации сегодня – уже свыше 10 с половиной тысяч. Людей разного возраста и самых разных профессий – со всех концов света. Людей, объединенных общей болью за нашу историческую память…

Мы, жители Южной Осетии тоже не можем остаться в стороне от развернувшейся кампании в защиту «Арктики», если нам по-настоящему дороги светлое имя и память Юрия Кучиева – ее первого капитана.

Алексей Маргиев, архивариус Министерства информации РЮО: – Намерения об утилизации легендарного атомохода «Арктика» – это удар по истории России. На «Арктике» российская экспедиция впервые надводным плаванием добралась до Северного полюса и осуществила историческую мечту России, водрузив флаг над Северным полюсом. Этот подвиг – великое прошлое России. Без великого прошлого нет настоящего. И тот, кто решил пойти на утилизацию атомохода, несомненно, является врагом настоящего и будущего России и Осетии. Я, как летописец новейшей истории Осетии и истинный патриот России, с возмущением встретил это известие и призываю всех патриотов России и Осетии поднять свои голоса против этого варварского намерения и призываю сохранить атомоход как музейный экспонат для будущих поколений.

Султан Цориев, кинорежиссер, кинооператор, заслуженный работник культуры РФ, лауреат госпремии им. К. Хетагурова: – В 1979-1980 годах мне довелось работать над документальным фильмом о Юрии Кучиеве – «Я всегда хотел летать». Тогда «Арктика» как раз отмечала свое пятилетие. И воспоминания об этой творческой командировке за Полярный круг, конечно, не сотрутся никогда. У меня до сих пор стоит дома на полке композиция из моржовой кости, которую мне подарил тогда на память Юрий Сергеевич. Дружба связала нас и с Анатолием Ламеховым, его дублером, который потом сам стал капитаном «Арктики»…

Не знаю, сколько подписей в защиту этого уникального корабля будет собрано, в итоге, в России. Но что у нас в Осетии, на родине Юрия Кучиева, их надо собрать никак не меньше доброй сотни тысяч – в этом я твердо убежден. Осетии необходимо срочно включиться в эту кампанию. Может быть, и отдельный сбор подписей организовать. И, я думаю, нужно выйти с обращением и на те компетентные органы в Москве и Петербурге, от которых напрямую зависит судьба «Арктики». И «пробивать» этот вопрос на уровне федерального руководства.

Первый в истории человечества поход корабля к полюсу – сродни первому полету в космос. «Арктика», совершившая этот подвиг, обязательно должна стать кораблем-музеем. Никак нельзя, чтобы она разделила трагическую судьбу «Ермака» – «дедушки русского ледокольного флота», уничтоженного в Мурманске в 1964 году, на котором, кстати, тоже служил в свое время Юрий Кучиев… И в работу по созданию экспозиции этого музея Осетия тоже могла бы деятельно включиться.

И еще. Давно пора, мне кажется, поднять и вопрос об установке памятника Юрию Кучиеву. Пусть и небольшого, скромного.

Виктор Беляев, начальник отдела «Союз миротворчества, экологии и туризма» ЦЭВД «Творчество»: – Мы провели во Владикавказе «круглый стол» под названием «Сохраним атомоход «Арктика» для будущих поколений». Его участниками стали юные миротворцы из девяти городских гимназий и школ – в том числе, и из СОШ № 27, которую окончил Юрий Кучиев. Перед ребятами выступил и председатель общественной организации «Наследники победителей» Петр Гериев. Он рассказал им об истории российского ледокольного флота и о своих встречах с Юрием Сергеевичем.

Кстати, Юрий Кучиев очень дружил и до последних дней своей жизни поддерживал тесную связь с юными миротворцами из владикавказской СОШ № 23, где знаменитый ледовый капитан тоже когда-то учился. 25 декабря 2002 года он был торжественно принят в почетные члены ее детской миротворческой организации. И все участники «круглого стола» были единодушны: нельзя допустить уничтожения «Арктики»! Если мы действительно гордимся историей своей страны…

З.КАБУЛОВА

*

1978 год. Город Цхинвал. Капитан атомохода «Арктика» Юрий Сергеевич Кучиев рассказывает своим друзьям Василию Ивановичу Абаеву и Алексею Георгиевичу Маргиеву о покорении Северного полюса надводным плаванием.

В частности, он рассказал: «Организаторы экспедиции на Северный полюс на атомоходе «Арктика» хотели, чтобы атомоходом управлял не осетин, а русский, чтобы вековую мечту России осуществил русский, и меня отправили на отдых в санаторий «Дзау». Когда же организаторы экспедиции на Северный полюс вызвали экипаж атомохода, то они увидев, что капитаном «Арктика» был представлен не Кучиев Ю.С., а совсем другой человек. Члены экипажа отказались от плавания и разошлись по домам. Организаторы были вынуждены отозвать меня с отдыха. Я немедленно вернулся в Москву. И вот у руля атомохода взял курс на Северный полюс через Новую Землю, чтобы оттуда забрать древо того флага, который в 1914 году хотел водрузить над Северным полюсом известный исследователь Арктики Георгий Яковлевич Седов. На мысе Яук ученый заболел цингой и умер и не смог осуществить историческую мечту России. Когда же я водрузил древо флага над Северным полюсом у меня навернулись слезы радости, подумав, что историческую мечту России выполнил осетин, и я повернул голову в сторону, чтобы члены экипажа не видели мои слезы и не подумали, что осетин тоже может плакать».

Когда в 1977 году Юрия Сергеевича Кучиева отозвали с отдыха, он позвонил Алексию Маргиву и сказал ему: «Я уезжаю, так как организаторы экспедиции на Северный полюс вызывают меня срочно». Алекси сказал ему, что через час будет у него. Он взял с собой три бутылки коньяка и попросил Юрия Сергеевича открыть их тогда, когда в его жизни произойдет что-то важное. Он с удивлением посмотрел на Алексия, решив, что тот узнал о секрете его срочного вызова, хотя Алекси эту фразу сказал совершенно случайно, по зову души.

После возвращения с Северного полюса он сказал Алексию Георгиевичу, что эти три бутылки они распили с членами экипажа, когда водрузили флаг над Северным полюсом, сказали тост за Бога и Уастырджи, которые способствовали успешному завершению экспедиции.