Традиции осетинского народного мужского хорового пения уходят своими корнями в глубокую древность. Бережно сохраняемые по сегодняшний день, они составляют одну из самых ценных и уникальных частей фольклорной сокровищницы национальной музыкальной культуры. Однако в последние десятилетия в ситуации информационного взрыва, под натиском СМИ, пропагандирующих образцы коммерческой и массовой культуры, популярность хорового искусства снижается. Противостоять этим негативным тенденциям может консолидированная деятельность музыкантов-профессионалов, этномузыкологов, любителей, знатоков и ценителей народно-певческой традиционной культуры. Особое место в этом сообществе практиков и охранителей народного музыкального творчества принадлежит хоровым дирижерам и хормейстерам, работающим с фольклорными любительскими, ученическими и государственными хоровыми коллективами.
Одним из таких охранителей и музыкантов-практиков был композитор, хоровой дирижер, музыкально-общественный деятель, народный артист Республики Южная Осетия, заслуженный деятель искусств Республики Северная Осетия-Алания, Анисим Антонович Дзаттиаты. Его имя пользовалось заслуженным уважением в обеих частях Осетии. Его многолетняя работа была связана со многими важными сторонами развития народно-певческого и профессионального хорового творчества. Музыкант известен в республике как композитор, автор хоровой светской и духовной музыки, его личность несла черты талантливого организатора, исследователя, практика хорового искусства.
Вернуть песню в жизнь…
В 1990-е годы в Осетии, как и во всей стране, вновь актуализировался интерес к этнографическому типу фольклоризма. Известный исследователь фольклора и музыкант-практик А.С. Кабанов выступил в одной из своих статей с лозунгом, призывающим профессиональных музыкантов сделать всё, чтобы «вернуть песню в жизнь современного села, в места ее исконного бытования». Этномузыколог и лидер отечественного фольклорного движения писал: «В 1990-е годы можно было организовывать хуторские, станичные, районные фестивали в границах определенной локально-терри-ториальной общности, в первую очередь для местных жителей. При условии широкого и компетентного освещения такой деятельности средствами массовой информации эта точечная и, на первый взгляд, незаметная работа могла бы иметь широкий общественный резонанс».
Композитор и дирижер Ани-сим Дзаттитаты, почувствовав «дух времени», осознав необходимость нового решения проблемы сохранения песенной фольклорной традиции, создал государственный хоровой коллектив, призванный на высоком профессиональном уровне продолжать и развивать осетинское народно-песенное творчество. Во Владикавказе композитором был организован любительский Мужской хор национальной песни, который с 1999 года стал функционировать при Северо-Осетинской государственной филармонии. С коллективом выступали лучшие солисты-вока-листы республики, в том числе прославленные певцы, народные артисты РФ Юрий Бацазов и Долорес Билаонова.
Литургия на осетинском
В 2000-е годы Анисим Дзаттиаты обращается к созданию духовных сочинений, пишет литургические песнопения на осетинском языке для службы в Осетинской церкви: Ектений, Херувимские, Гимны Антифоны и другие. Образцы богослужебной музыки композитора были изданы в 2019 году в Цхинвале. В предисловии к сборнику священник Иаков Хетагуров отметил: «Выход в свет настоящего сборника — это важнейшая ступень к возрождению Литургии на осетинском языке и, несомненно, историческое событие для всей Алании».
Хор мальчиков- сбывшаяся мечта дирижера
Многие годы Анисим Антонович шел к реализации своей мечты: созданию хора мальчиков. Музыкант осознавал огромный художественный и культурный потенциал подобного коллектива, видел перспективы его нравственно-эстетического воздействия на детей и юношество. В 2006 году при поддержке руководства республики был создан Государственный хор мальчиков при Президенте РЮО. Дирижер был озабочен мыслью о создании именно молодёжного коллектива, ибо, по его справедливому мнению, пропаганда народной песни среди подрастающего поколения должна была напрямую формировать будущее песенно-хоровой жизни осетинского фольклора.
Несмотря на бытовые и организационные сложности, руководитель хора делал всё для развития и творческого роста коллектива, музыкант был уверен в высоком предназначении хорового искусства. К сожалению, в июле 2021 г. не стало известного музыканта, композитора и дирижера. Осталось его детище – хор мальчиков и достойные продолжатели его дела.
Существующий ныне коллектив является одним из могучих средств пропаганды народно-песенного фольклора и современной национальной музыки. Хор мальчиков при Президенте РЮО стал любимым в республике коллективом, он активно воздействует на формирование музыкального вкуса молодежи, выполняет большую пропагандистскую и просветительскую работу. В репертуаре хора – осетинские, русские, абхазские народные песни, сочинения современных осетинских композиторов, песни самого Анисима Дзаттиаты. Хор мальчиков с большим успехом выступает у себя на родине, в Северной Осетии, в Абхазии, получая горячий слушательский прием.
Из истории жизни композитора
Родился Анисим Дзаттиаты 20 июня 1934 года в Южной Осетии, в селении Сба Дзауского района. С детских лет у мальчика проявились незаурядные музыкальные способности: отличный слух, память, воображение. Одним из главных воспоминаний детства для Анисима стало аутентичное народно-хоровое песенное творчество, заложившее фундамент всего последующего интереса и любви к народной песне. Юноша восхищался и силой воздействия хорового искусства на слушателей, и мастерством народных певцов, и красотой самой музыки. Полученные в детские годы музыкальные навыки и знания позволили молодому человеку после окончания Ногирской средней школы три года проработать артистом оркестра государственного ансамбля песни и танца Юго-Осетии «Симд». В эти годы профессиональный национальный ансамбль находился на высоком художественном уровне, переживал плодотворный период своего творческого развития. С большим успехом проходили концерты не только в Осетии, но и на гастролях по городам Украины, Аджарской и Абхазской АССР. В эти годы Анисим убедился в том, что музыка должна стать его профессией. Пришло решение поступать на отделение хорового дирижирования в музыкальное училище Орджоникидзевского училища искусств.
В 1961 году будущий композитор и дирижер поступает на дирижерско-хоровое отделение Орджоникидзевского училища искусств. Получив образование у прекрасных педагогов, после окончания училища молодой музыкант стал работать в Государственном Юго-Осетинском ансамбле песни и танца «Симд» дирижером-хормейстером и руководителем оркестра народных инструментов.
Несколько лет (1973-1977) Дзаттиаты возглавлял областной Дом народного творчества Юго-Осетии, в Доме культуры Дзауского района создал хор и оркестр народных инструментов, курировал культурно-массовые мероприятия, проводил методические семинары для руководителей народных коллективов Цхинваль-ского, Дзауского, Ленингорского и Знаурского районов Южной Осетии.
В 1977 году молодой специалист вернулся в ансамбль «Симд» в качестве хормейстера, где сумел добиться повышения исполнительского уровня хора. М. Шавлохов писал, что благодаря работе Анисима Дзаттиаты «артисты ансамбля достигают в своем исполнительском мастерстве высокой выразительности». Репертуар ансамбля украшали песни осетинских композиторов, хоровые произведения русских советских авторов, осетинские и русские народные песни. Успехом пользовались у слушателей хоровые и сочинения самого композитора.
Работая долгие годы хоровым дирижером в ансамбле «Симд», в хорах героической песни (Владикавказ, Цхинвал), он создал немало ярких, художественно убедительных произведений в жанре традиционной мужской историко-героической песни.
Благодаря многолетней высокопродуктивной и многогранной творческой деятельности хорового дирижёра, композитора Анисима Антоновича Дзаттиаты национальное аутентичное и профессиональное хоровое искусство Северной и Южной Осетии получило дополнительные художественные импульсы, стало плодотворно развиваться в новых формах и условиях, нашло продолжение в творчестве молодых поколений музыкантов и любителей.
Татьяна БАТАГОВА, доктор искусствоведения, профессор кафедры оркестрового дирижирования, доцент