После приезда в Цхинвал российской делегации во главе с заместителем министра экономического развития РФ Дмитрием Вольвачем, в составе которой были и представители Минздрава и Минпросвещения РФ, в югоосетинском обществе появились опасения, что из-за подписанных планов оптимизации между Минздравом, Минобрнауки, Минпросвещения, Минкультуры, Минспорта РФ и соответствующими министерствами и ведомствами РЮО нашу республику ждут сокращения в бюджетной сфере. В этой связи мы попросили первого заместителя Председателя Правительства Алана Джиоева разъяснить ситуацию.
– Алан Владимирович, насколько обоснованы подобные опасения наших сограждан и каково действительное положение дел, связанное с подписанными планами?
– Действительно, ряд вопросов в рамках работы с российскими коллегами был посвящен инвентаризации бюджетной сети республики и проработке подходов к определению нормативной нагрузки работников бюджетной сферы и доведению ее показателей до референтных (или соотносимых) по тем или иным признакам регионов Российской Федерации. Учитывались такие признаки как плотность населения, удаленность, труднодоступность, наличие круглогодичного транспортного сообщения и т.п. При этом термин «нормативная нагрузка» изначально определялся как соотношение работник (педагог, врач, тренер и т.д.) – получатель услуг (воспитанник, пациент, ученик, студент и т.д.).
По результатам проведенной нами работы были подписаны межведомственные планы оптимизации и повышения эффективности деятельности учреждений в соответствующих сферах на период 2026-2030 годов.
Российские коллеги всегда прислушивались к нашим аргументам, работа велась очень деликатно, с учетом региональной специфики и, пользуясь случаем, хотел бы выразить благодарность коллегам за проведенную работу.
– Алан Владимирович, как обстоит дело с рабочей нагрузкой в республике в вышеуказанных сферах?
– Мы все понимаем, что в ряде учреждений, в особенности в районах, нагрузка работников довольно низкая, либо отсутствует вовсе. При такой действительности сложно говорить о необходимости сохранения учреждений и рабочих мест. Но мы не можем просто закрывать неэффективные сельские школы, учреждения здравоохранения и культуры, это непременно приведет к оттоку населения из республики. Наша задача – увеличение показателей нагрузки работников, реорганизация учреждений с целью повышения эффективности их деятельности с сохранением общей штатной численности.
– Можно подробнее о каждой из этих сфер…
– В сфере образования особое внимание уделили созданию условий для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Увеличение количества детей, испытывающих трудности в освоении образовательных программ, развитии и социальной адаптации, обуславливает необходимость системности в подходах к работе.
План оптимизации и повышения эффективности деятельности учреждений сферы образования предусматривает создание на базе Цхинвальской школы-интерната Республиканского центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи обучающимся. Открытие Центра позволит создать стабильно работающую централизованную структуру, комплексно оказывающую услуги по психолого-педагогическому консультированию, обследованию, коррекции детей и профилактике выявляемых трудностей в их развитии и адаптации.
Кроме того, предусмотрено введение в эксплуатацию вновь построенного дошкольного образовательного учреждения в микрорайоне ЦАРЗ, на базе которого помимо групп общеразвивающей направленности будут открыты еще и две группы компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития и тяжелыми нарушениями речи. Это позволит увеличить количество детей дошкольного возраста, охваченных специальной коррекционной поддержкой.
Помимо развития инфраструктуры, мероприятия предполагают и переподготовку специалистов сопровождения, логопедов, дефектологов, тьюторов и т.д. Программа переподготовки разработана и будет реализована на площадке ЮОГУ, в том числе с участием приглашенных специалистов, работающих в республике.
– А как обстоят дела в Цхинвальском многопрофильном колледже?
– Ситуация с ним требует отдельного упоминания. Здесь показатели рабочей нагрузки на учителей существенно ниже российских. Однако речь идет о единственном в республике учреждении среднего профессионального образования, которое готовит специалистов рабочих профессий. Поэтому его штатная численность не подлежит пересмотру, т.е. сокращению. В целях развития среднего профобразования и, как следствие, увеличение показателей нагрузки при методической поддержке российских коллег будет реализован комплекс мер, направленных на популяризацию рабочих профессий. Программы подготовки специалистов среднего звена пересмотрят с учетом потребностей рынка труда республики.
– Что можете сказать о сфере высшего образования?
– Для повышения эффективности деятельности учреждений высшего образования планируется внедрить автоматизированную информационную систему «Университет» в ЮОГУ им. А.А. Тибилова. Это позволит повысить эффективность управления и контроля за образовательным процессом. Также предусмотрено приведение норм времени учебной работы в соответствие с рекомендациями Министерства науки и высшего образования РФ.
Отмечу, что указанные меры способствуют повышению эффективности деятельности университета без проведения сокращений численности его работников.
– Расскажите об итогах работы с российскими коллегами в сфере физической культуры и спорта.
– Подписанным планом предусмотрены разработка и внедрение в Южной Осетии стандартов подготовки по видам спорта. Это повысит эффективность процесса подготовки в каждом отдельном виде спорта.
Такие стандарты определяют задачи и особенности тренировок на каждом из четырех этапов спортивной подготовки – начальном; тренировочном; этапе совершенствования мастерства; этапе высшего спортивного мастерства. С учетом возраста и уровня тренированности спортсменов устанавливаются нормативы физической и технико-тактической подготовки. Также определяются требования к контролю за состоянием здоровья спортсменов; объему и интенсивности тренировочных нагрузок; к квалификации тренеров-преподавателей и нормативным нагрузкам на них. Кроме того, в них бывают рекомендации по обеспечению спортсменов экипировкой, тренировочным инвентарем и т.д. Ранее такие стандарты в Южной Осетии никогда не использовались. А в РФ они уже давно применяются и доказали свою эффективность.
На основе вышеуказанных стандартов также предполагается разработать и реализовать программы подготовки по отдельным видам спорта.
Эти мероприятия позволят обеспечить непрерывное и планомерное осуществление спортивной подготовки, создать условия для подготовки высококвалифицированных спортсменов.
На первом этапе реализации этих намерений предстоит большая работа по совершенствованию нормативно-правового регулирования вопросов системы спортивной подготовки. В этом нам окажет методическую поддержку Минспорта РФ.
Кроме того, необходимо устранить барьеры, ограничивающие возможность выступления югоосетинских спортсменов в выездных соревнованиях в РФ. Совместно с Министерством спорта РФ запланировано определение механизмов повышения доступности участия наших спортсменов в соревнованиях, проводимых на территории РФ.
Предстоит большая системная работа, направленная на создание лучших условий для наших воспитанников и спортсменов.
– Алан Владимирович, работникам сферы спорта тоже не стоит опасаться сокращений?
– Проработанным совместно с Министерством спорта России и подписанным планом мероприятий по оптимизации и повышению эффективности в сфере физической культуры и спорта предусмотрены ровно те мероприятия, о которых я говорил ранее. Сокращение штатной численности планом не предусмотрено.
– Какие мероприятия запланировали в сфере культуры?
– Они направлены на повышение качества предоставляемых услуг, расширение зрительской аудитории и доступности культурного продукта. Речь идет о создании культурно-досуговых центров в районных центрах.
В целях увеличения рабочей нагрузки на преподавателей и доведения ее до соотносимых с российскими показателями в Цхинвальском музыкальном училище им. Ф. Алборова планируется открыть два новых отделения – эстрадно-джазового вокала и современного танца. Открытие этих отделений должно быть проведено без сокращения штатной численности преподавателей училища. То есть для того, чтобы не сокращать численность преподавателей, достигнута договоренность об увеличении рабочей нагрузки.
Для расширения и укрепления осетино-русского этнокультурного пространства предусмотрено участие Государственного ансамбля песни и танца «Симд» им. Б. Галаева в российских фестивалях и конкурсах, в том числе обменных культурных мероприятиях России и Южной Осетии, создании новых театральных постановок в госдрамтеатре им. К. Хетагурова на русском языке.
Отдельные мероприятия направлены на сохранение объектов христианского культурного наследия, в том числе посредством формирования Единого государственного реестра объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народа Южной Осетии.
Подводя итог вышесказанного, хотел бы пояснить следующее: в планах оптимизации речь не идет о сокращении численности работников бюджетной сферы, а о повышении эффективности деятельности учреждений, в том числе и за счет увеличения нагрузки, которая в Южной Осетии несопоставимо ниже, чем в референтных (или соотносимых) по тем или иным признакам регионах России.
– А какова ситуация в сфере здравоохранения РЮО?
– В соответствии с поручением Правительства РФ Минздравом России разрабатывается стратегия развития югоосетинской системы здравоохранения и ее комплексной модернизации. В настоящее время проводится комплексная оценка состояния системы здравоохранения республики. Предметом оценки являются вопросы нормативно-правового регулирования сферы здравоохранения республики, организации оказания медицинской помощи, контроля качества оказания медицинской помощи, осуществления закупок и контроля за расходованием материальных запасов, планирования и организации финансово-хозяйственной деятельности, организации и осуществления бюджетного учета и бюджетного процесса, и т.д. Вся работа направлена на повышение эффективности деятельности системы здравоохранения республики, объемов и качества оказания медицинской помощи. По результатам проведения комплексной оценки югоосетинской стороне будут даны рекомендации по всем вышеперечисленным вопросам. Минздраву РЮО еще предстоит работа по определению показателей нормативной нагрузки для отдельных категорий работников сферы здравоохранения республики с учетом региональных особенностей (плотность населения, удаленность, труднодоступность, наличие круглогодичного транспортного сообщения и т.п.). И от того, насколько югоосетинская сфера здравоохранения будет готова меняться и проводить реорганизационные мероприятия, зависит очень многое.
Российские коллеги провели комплексную оценку состояния медицинского оборудования медучреждений республики, а также потребности в дополнительном оборудовании. Они готовы оказывать системе здравоохранения всю необходимую помощь и в части дооснащения, и повышения квалификации, и организации оказания медицинской помощи, но югоосетинская система здравоохранения должна быть готова к повышению эффективности деятельности медицинских организаций республики.
Еще раз хочу подчеркнуть, что комплексная модернизация югоосетинской системы здравоохранения – это не вопрос экономии бюджетных средств, это вопрос повышения эффективности деятельности, улучшения качества оказания медицинской помощи.
Все подписанные планы имеют некий общий лейтмотив. Нам предстоит большая системная работа в каждой из вышеперечисленных сфер, а российские коллеги готовы оказать нам всемерную поддержку в этой работе (и методическую, и в вопросах, связанных с подготовкой и переподготовкой специалистов, и в вопросах, связанных с участием граждан республики в тех или иных значимых для нас мероприятиях). Но работать результативно в интересах будущего граждане Южной Осетии должны сами и перекладывать бесконечно ответственность – контрпродуктивно.
Гугули ВАЛИЕВ