28 мая – День дипломатического работника
Глава МИД РЮО Ахсар Джиоев рассказал нашему изданию об основных аспектах работы внешнеполитического ведомства.
– Сегодня исполняется 32 года со дня образования МИД РЮО. Ахсар Муратович, какие задачи являются приоритетными для югоосетинской внешней политики? Расскажите о планах ведомства.
– Министерство внешних связей РЮО, которое впоследствии было преобразовано в Министерство иностранных дел, является одним из первых органов государственной власти, которое было образовано в самом начале формирования государственного устройства Республики Южная Осетия. Этот факт свидетельствует о значении, которое придавалось внешнеполитическому ведомству в структуре молодого государства, оказавшегося в сложнейших условиях, создавшихся вследствие развала СССР.
29 мая 1992 г., на фоне непрекращающихся обстрелов г. Цхинвала, Верховный Совет принял Акт провозглашения независимости Республики Южная Осетия, ставший основополагающим документом международно-правового и политического оформления независимой государственности республики. Выражаю всем участникам этого исторического события в особенности дипломатам, стоявшим у истоков формирования и становления дипломатической службы РЮО, слова глубокого уважения и благодарности.
Говоря об основных задачах, стоящих перед ведомством, отмечу, что они нацелены на сохранение мира и стабильности в регионе, укрепление безопасности государства, защиту и продвижение интересов РЮО.
После признания государственной независимости Республики Южная Осетия Российской Федерацией 26 августа 2008 г. и установления двусторонних межгосударственных отношений, начался новый этап и в деятельности югоосетинского внешнеполитического ведомства. Безусловно, приоритетным направлением работы МИД является дальнейшее развитие и углубление взаимодействия с Россией, ее субъектами, в первую очередь с Республикой Северная Осетия – Алания.
Сегодня в условиях сложной геополитической обстановки приходится сталкиваться с новыми вызовами, поэтому мы дорожим сложившимися отношениями с другими странами и продолжаем активно работать над их укреплением и развитием.
– Исполняется 16 лет со дня установления дипломатических отношений между РЮО и РФ. Какова степень интеграции Южной Осетии и России?
– Можно с уверенностью сказать, что за прошедшие неполные 16 лет югоосетино-российское взаимодействие было весьма продуктивным. На сегодня двусторонняя договорно-право-вая база насчитывает более 130 документов различного уровня и характера, в их числе основополагающие: Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи от 17 сентября 2008 г. и Договор о союзничестве и интеграции от 18 марта 2015 г. Успешно развивается сотрудничество и по линии межведомственного взаимодей-ствия. Высокая динамика развития двусторонних отношений полностью отвечает нашим национальным интересам, а также, повторюсь, способствует сохранению мира и стабильности в регионе. Рассматриваем задачу дальнейшего укрепления и совершенствования двусторонних отношений между нашими государствами во всех сферах в качестве приоритетной.
С учетом сложившейся в мире военно-политической напряженности это особенно актуально. Сформированное между Южной Осетией и Россией общее пространство обороны и безопасности является надежной гарантией мира и стабильности в регионе. Россия оказывает содействие, в том числе и в рамках инвестиционных программ социально-экономического развития республики.
– Решения международных судебных органов, в частности, МУС и ЕСПЧ, поражают однобокой позицией и политической ангажированностью. Как Вы это оцениваете?
– В цивилизованном демократическим мире каждое преступление, совершенное одним государством против другого, должно получить по крайней мере осуждение со стороны международного сообщества, не говоря уже об ответственности и наказании в отношении государства-преступника, которые должны последовать за этим. К сожалению, международное правосудие продолжает демонстрировать свою ангажированность и желание действовать в искаженной, а иногда и перевернутой с ног на голову картине мира. Мы ясно видим приверженность двойным стандартам и неспособность адекватно реагировать, когда, признавая основополагающие права за одними народами, другим в этом отказывают. В Южной Осетии доверие к европейскому правосудию было окончательно подорвано в результате принятых решений, касающихся трагического для РЮО августа 2008 г. Об «объективности и беспристрастности», в частности, МУС, говорит тот факт, что все сомнительные во всех отношениях решения, вынесенные судьями по событиям полномасштабной военной агрессии Грузии против Южной Осетии, касаются исключительно граждан РЮО. Военные преступления, совершенные грузинской армией против гражданского населения Южной Осетии зафиксированы в многотомных документах, прокуроров МУС, к сожалению, не заинтересовали.
Избирательный подход к соблюдению и защите прав человека продемонстрировал и ЕСПЧ, отказавшийся рассматривать иски жителей РЮО, пострадавших в результате агрессии Грузии. И это несмотря на документально доказанный Европейской Комиссией во главе с г-жой Хайди Тальявини факт вооруженного нападения Грузии на Республику Южная Осетия с использованием подразделений регулярной армии 7 августа 2008 года.
Действуя таким образом, международное правосудие само себя лишает авторитета, а нас – возможности рассчитывать на объективность, беспристрастность и справедливость.
– Как Вы оцениваете происходящие события и ситуацию на Южном Кавказе?
– Несмотря на то, что Южный Кавказ занимает сравнительно небольшую территорию на карте мира, масштаб интереса международных игроков к нашему региону переоценить невозможно. Здесь сталкиваются стратегические интересы наиболее крупных акторов мировой политики.
Мы внимательно следим за происходящими событиями в других государствах региона, в том числе в соседней Грузии, где очевидны попытки внерегиональных стран максимально раскачать ситуацию. Мы понимаем те вызовы, с которыми имеем дело сейчас и с которыми можем столкнуться завтра.
– В одном из своих интервью Вы отметили, что сотрудничество со странами СНГ – это верный вектор развития внешнеполитических отношений. Есть ли какие-либо наработки в этом направлении?
– Думаю, нет необходимости говорить, что основным локомотивом регионального интеграционного строительства на пространстве СНГ является Россия. Кроме того, со странами СНГ нас связывает много общего – история, традиции, культура, менталитет, наконец, великий русский язык. Этим в том числе обусловлена заинтересованность Южной Осетии в расширении участия в интеграционных процессах на постсоветском пространстве, а также налаживании контактов со структурами, действующими в рамках СНГ. Очевидно, что процесс этот не может быть быстрым, поскольку сопряжён с рядом сложных политических аспектов.
Что касается Союзного государства России и Беларуси, то следует отметить, что речь идет в первую очередь о контактах в экономической, культурной и гуманитарной сферах.
Мы координируем работу с российскими коллегами и видим их поддержку и содействие.
– Вопрос эффективности Женевских дискуссий не утрачивает актуальности. Как оцениваете конструктивность этого формата?
– Женевские дискуссии – единственный возможный на сегодня формат участия Южной Осетии в международных переговорах, напрямую затрагивающих наши интересы. К сожалению, альтернативы Дискуссиям пока нет.
За много лет, прошедших с первого раунда Женевских дискуссий, этот формат сам по себе стал одним из элементов поддержания мира и стабильности в существующей архитектуре региональной безопасности. Отказ какой-либо из участвующих в Дискуссиях стороны от этого элемента означает готовность к глобальным изменениям в системе, поддерживающей стабильность ситуации в сложном регионе Южного Кавказа. Поэтому, несмотря на отсутствие существенных результатов, югоосетинская сторона выступает за продолжение работы переговорного формата. Однако в связи с фактическим отходом Швейцарии от позиции нейтрального международного посредника выступаем с российскими и абхазскими коллегами с актуальным консолидированным предложением о переносе Дискуссий из Женевы на другую, по-настоя-щему нейтральную площадку. Такое решение могло бы в лучшую сторону сказаться в плане конструктивности работы сторон-участников и результативности формата.
Мадина БЯЗРОВА