А цены летят?

О ситуации с ценами глазами предпринимателей

В последнее время руководство Южной Осетии проявляет озабоченность по поводу роста цен почти на все товары в магазинах республики.

«Для нас важно отслеживать и анализировать причину повышения цен при реализации продуктов. Необходимо отслеживать действия и деятельность наших организаций, которые занимаются поставкой продуктов питания населению и не допускать необоснованного повышения цен», – сказал на заседании Правительства премьер-министр Доменти Кулумбегов.

В свою очередь министр экономического развития Вильям Дзагоев отметил, что мониторинг цен в Республике показал, что резких колебаний цен на те или иные виды продукции не наблюдается, между Северной Осетией и Южной Осетией разница колеблется в пределах 10-20%.

Из этих слов следует, что необоснованного повышения цен на продукты питания в нашей Республике нет.

Краткий опрос предпринимателей относительно возросших цен в продуктовых магазинах города показал, что минимальная процентная наценка на товары первой необходимости в кризисный период не повысилась. Наоборот, учитывая повсеместный рост цен на все товары, некоторые ответственные предприниматели даже понижают обычную розничную наценку на товар с 15-20% до 5-10%. Хотя даже тогда цена остается высокой.

Так, например, при покупке яиц оптом по цене 5,5 руб. за штуку в магазинах их продают за 6 рублей, а при оптовой покупке за 6 рублей – не выше 7 рублей за одно яйцо. Поскольку в стоимость заводских яиц, помимо их себестоимости (расходы на корма, выращивание и содержание птиц, зарплата персонала, расходы на электроэнергию и т.д.) входят еще и расходы на доставку груза, продажа ниже установленной цены в наших продуктовых магазинах невозможна, так как продавать товар в ущерб себе предприниматели не могут. А вот продажу домашних яиц на рынках города по цене 12 рублей за штуку обосновать ничем нельзя, разве что спросом на свое, домашнее.

Сегодня, заходя в магазин, мы все ощущаем известную долю страха – какие цены застанем там сегодня? Многие товары первой необходимости уже подорожали на 30-40%, а в некоторых случаях и на все 50%. Продажи снижаются, а с ними и доходы предпринимателей, для которых риски банкротства увеличиваются.

Понятно, что в условиях рыночной экономики влиять на цены административными методами невозможно, так как никого нельзя заставить торговать чем-либо в ущерб себе. Методы воздействия на цены внутри государства могут быть только рыночными, что предполагает косвенное воздействие на экономику страны в целом. А для этого надо, прежде всего, способствовать созданию собственных производств, поскольку только при наличии собственных производственных баз можно в той или иной мере влиять на цены внутри своего рынка. Этим же вопросом озаботилась и Российская Федерация, занявшаяся импортозамещением необходимых населению товаров.

А пока цены в РФ и вслед за ними и у нас летят вверх более чем стремительно. По недавнему признанию вице-премьера РФ А. Дворковича, отвечающего в Правительстве РФ за мониторинг цен на продукты, продовольственная корзина в России за 9 месяцев 2014 г. подорожала в среднем на 15-20%.

С учетом озвученных министром экономического развития РЮО на заседании правительства данных о том, что разница в ценах между Северной Осетией и Южной Осетией составляет 10-20%, получается, что продовольственная корзина у нас подорожала в среднем на 35-40%. Если к этому фактору добавить разницу в зарплатах между нашими республиками, то выходит, что негативное влияние роста цен на жителей нашей Республики раза в два больше, чем в России.

Пока влияние повсеместного роста цен на население в целом еще не так ощутимо, так как многие по инерции продолжают жить за счет вчерашнего накопившегося «жирка» – запасов от прежней докризисной жизни. Однако если в ближайшее время не произойдет коренного перелома экономической ситуации в лучшую сторону, то последствия для России, и для нас в том числе будут плачевными.

Предприниматели нашей Республики тоже в растерянности, так как даже те, кто занимается поставками товаров напрямую от производителей (макарон, различных соков, кондитерских и других товаров), с каждым привозом сталкиваются с ростом цен на предприятиях. Производители же объясняют рост цен на производимую продукцию покупкой за рубежом составляющих для своего производства. И здесь уже на первый план выходит фактор курса российской валюты.

Нестабильная экономическая ситуация порождает новую проблему для предпринимательства – это отсутствие стабильных правил игры: "Если я предприниматель, то я должен составить свой бизнес-план на два-три года вперед. А в условиях постоянно меняющихся правил игры это становится невозможным», – говорят они и прогнозов относительно своего бизнеса в дальнейшем делать уже не могут.

Эти структурные проблемы кризисной экономики негативно влияют на розничную торговлю, которая все еще является одним из источников нашей экономики. При этом меры административного воздействия на ситуацию с ценами могут только усугубить ее, так как всем и так понятно, что проблемы, связанные с ценообразованием товаров, лежат не столько в плоскости экономики, сколько в складывающейся международной обстановки.

Несмотря на это, население России и нашей Республики проявляет понимание к сложившейся ситуации и очень надеется, что все эти негативные процессы не растянутся на слишком долгое время, и не будут иметь необратимых последствий. А к трудностям кому-кому, а нам не привыкать.

Зарема КОЧИЕВА