Ящики надежды: получить информацию о без вести пропавших гражданах

Родственники без вести пропавших лиц и Международный Комитет Красного Креста (МККК) совместно с властями Республики установили анонимные ящики в приграничных селах, а также в районах Республики, сообщил Уполномоченный по правам человека при Президенте РЮО Инал Тасоев.
По словам омбудсмена, ящики были установлены в селах Тбет и Балта, а также в поселке Знаур. В целом планируется установить 15 ящиков. Кроме того, был запущен телефон доверия. Омбудсмен пояснил, что ящики устанавливаются, чтобы люди, владеющие полезной информацией, касающейся участи или местонахождения пропавших без вести лиц, могли поделиться ею. Он напомнил, что в Южной Осетии пропавшими без вести считаются более ста человек.
«В основном люди пропадали во время первого конфликта в 1990-х гг. Для выяснения их участи прилагаются большие усилия со стороны властей и МККК. Установка таких ящиков по Республике, а также запуск телефона доверия, мы надеемся, поможет прояснить судьбу хоть нескольких человек. Тем более инициаторами этого проекта стали сами семьи без вести пропавших лиц, которые обратились к властям и МККК с просьбой оказать им содействие в этом деле», – сказал он.
Тасоев выразил надежду, что установка данных ящиков послужит толчком для Грузии и их представителей в деле установки соответствующих анонимных ящиков в приграничных селах уже на территории Грузии.
«Это будет важным шагом в поиске пропавших без вести, т.к. люди, проживающие в приграничных селах в Грузии, без сомнения, обладают большей информацией, которой они могут поделиться анонимно, без боязни преследования со стороны властей Грузии», – считает омбудсмен.
Для телефона доверия выделено два номера для звонков в рабочее время с 9:00 до 18:00 с понедельника по пятницу: +7 929 803 30 11 – линия, выделенная для аппарата полномочного представителя по вопросам постконфликтного урегулирования, +7 929 803 30 22 – номер, по которому звонки будут приниматься сотрудниками Миссии МККК.
В МККК пояснили, что до 30 августа, Международного дня пропавших без вести, в нескольких сёлах Южной Осетии при содействии сельских и районных администраций и югоосетинских участников Координационного механизма планируется установить 15 ящиков, сопровождаемых баннером с кратким пояснением цели установки такого канала связи и списком лиц, предположительно пропавших без вести в окрестностях конкретного села или соседних сёлах. Информация на баннере в том числе содержит обращение семей на нескольких языках (русском, осетинском и грузинском): «Мы, семьи без вести пропавших лиц, просим Вас помочь нам в поисках информации о судьбе и местонахождении наших пропавших родных. Если вы знаете хоть что-то о них, пожалуйста, поделитесь этой информацией в виде анонимной записки или позвоните на телефон доверия. Любая информация для нас очень важна».
«Население сёл, где предположительно имело место исчезновение людей в связи с вооружёнными конфликтами 1990-х и 2008 годов, возможные очевидцы каких-то событий всё ещё могут располагать проверенной информацией, которая могла бы помочь в поиске пропавших без вести. Это – инициатива семей пропавших без вести лиц, их боль многолетнего ожидания и призыв ко всем, кто может располагать хоть какой-то информацией о судьбе их пропавших близких», – говорит Глава отдела предоставления защиты Миссии МККК Никита Логачёв.
Содержимое ящика будет проверяться 20-го числа каждого месяца. Вся информация, собранная в рамках инициативы, будет анализироваться и систематизироваться совместно с югоосетинскими участниками Координационного механизма по вопросам выяснения участи лиц, пропавших без вести в связи с вооружёнными конфликтами 1990-х и 2008 гг. «Процесс сбора информации носит исключительно гуманитарный характер, ничего из полученных данных не будет использовано для поиска виновных или их уголовного преследования. Единственная цель – дать ответ семьям лиц, пропавших без вести, о судьбе и местонахождении их родных», – уточнили в МККК.
Выяснение участи и местонахождения лиц, пропавших без вести, – долгий и кропотливый процесс, и успех его в большей степени зависит от возможности получить достоверную информацию об обстоятельствах исчезновения и местонахождении пропавшего человека.
А. СИУКАЕВА