С референдума 1992года началась история Южной Осетии, как независимого государства

19 января Южная Осетия отмечает 30-ю годовщину референдума, события, имеющего для Южной Осетии важное историческое значение. Именно результаты референдума 1992 года легли в основу принятия Акта о независимости Республики Южная Осетия, принятого 29 мая 1992 года.
На голосование было вынесено два вопроса: 1. Согласны ли Вы, чтобы Республика Южная Осетия была независимой? 2. Согласны ли Вы с решением Верховного Совета Республики Южная Осетия от 1 сентября 1991 г. о воссоединении с Россией?
В итоге независимость Южной Осетии с перспективой объединения с Российской Федерацией поддержали более 99 % участников референдума. О значении референдума для государственности Южной Осетии нам рассказал депутат Верховного Совета РЮО I созыва, член Избирательной комиссии по проведению референдума от 19 января 1992 года Вячеслав Гобозов.

По его словам, значение референдума 1992 года трудно переоценить, ведь это – решение, которое лежит в основе строитель-ства нашей республики, как независимого государства Республики Южная Осетия.
«Напомню об условиях, в которых был проведен референдум. 21 декабря 1991 года страны и союзные республики приняли решение о роспуске СССР. Республика Южная Осетия, которая до этого момента декларировала свое право остаться в составе СССР, оказалась в какой-то степени в правовом вакууме. Исходя из сложившейся ситуации, 21 декабря первый парламент РЮО (Верховный Совет РЮО) принял Декларацию о независимости», – вспоминает Гобозов.
Тогда же, как отметил наш собеседник, чтобы придать Декларации о независимости максимальную юридическую силу, было решено провести референдум, на котором бы народ Южной Осетии высказал свое мнение, – как он хочет устроить свою дальнейшую судьбу, учитывая, что СССР больше нет.
«Как известно, на референдум было вынесено два вопроса. Кстати, очень часто говоря об этом референдуме, некоторые эксперты, видимо плохо осведомленные с вопросом, в отношении которого высказывают свое экспертное мнение, путают некоторые понятия. В частности, можно услышать мнения, что на референдум было вынесено два взаимоисключающих вопроса.
На самом деле это не так. Первый вопрос действительно звучал так: «Хотите ли Вы, чтобы Республика Южная Осетия была независимым государством?». Второй вопрос касался решения Верховного Совета РЮО о вхождении в состав России. Народу РЮО было предложено высказать отношение», – подчеркнул депутат I созыва.
Как отметил экс-депутат, члены Верховного Совета прекрасно осознавали, что вопрос вхождения Южной Осетии в состав России – это вопрос двусторонний, и одна из сторон не может в одностороннем порядке принимать такие решения.
«Мы сделали предельно возможное, что можно было предпринять в этой ситуации в правовом направлении – придали документу максимальную юридическую силу, и на сегодня он фактически имеет такую же юридическую силу как Конституция РЮО, потому что был поддержан на всенародном референдуме. Все наши действия были в правовом русле и юридически обдуманными, потому что, если народ высказался за создание независимого государства, то впоследствии независимое государство имеет право распоряжается судьбой так, как оно считает нужным», – пояснил он.
«Можно сказать, что с референдума началась история Южной Осетии, как независимого государства. Именно тогда народ Южной Осетии решил каким будет статус того государственного образования, которое он основал – Республики Южная Осетия. Референдум был основополагающим исторически важным шагом. Кстати говоря, я часто говорю и еще раз отмечу – жаль, что результаты этого референдума или ссылка на референдум не оформлены и не находятся в содержании Конституции РЮО. Думаю, хотя бы в преамбуле Конституции РЮО должна быть обязательно конституционная ссылка на результаты референдума 1992 года. Повторю, такого рода основополагающие, важнейшие документы для истории любой страны обычно находят свое отражение в основном законе государства – Конституции», – резюмировал Вячеслав Гобозов.

Мадина БЯЗРОВА