Путь длиною в жизнь

Лира Козаева о многопрофильном колледже, намеченных планах и «болевых точках»

У каждого человека своя жизненная дорога. Это не всегда праздник. В основном, это – поиск. И здесь главное – не ошибиться! Очень важно быть грамотным, образованным, нужным, помогать тем, кто в этом нуждается, где бы ты ни работал – приносить максимальную пользу.
Вот уже почти четыре года колледжем руководит Лира Козаева. Об этапах своего жизненного и профессионального пути, перспективах развития и намеченных планах на ближайшее будущее директор рассказала в интервью нашей газете.

– Расскажите о Вашем становлении, как руководителя Цхинвальского многопрофильного образовательного учреждения?
– На протяжении всей жизни я работала в разных сферах, в которых была ответственна за принятие важных решений, благодаря этому опыту приобрела личностные качества, позволяющие добиваться определенных успехов в работе. Быть руководителем – большая ответственность, которая предполагает заботу о коллективе, в данном случае – продвижение вверенного учреждения к международному уровню профессионального мастерства. Раз в два года проходит мировой чемпионат рабочих профессий WorldSkills, который также называют «Олимпиадой для рабочих рук». К сожалению, по определенным политическим причинам Южная Осетия не может стать членом этой организации. Но Минобразования делает все возможное для решения проблемы. Наши коллеги из Северной Осетии, руководство торгово-экономического техникума и Северо-Кавказского аграрно-технологического колледжа при любой возможности присылают нам приглашения для участия в разных чемпионатах, например, по выпечке осетинских пирогов, и в региональных чемпионатах WorldSkills Russia. По количеству набранных баллов в феврале 2020 г. мы заняли призовые места. Однако студенты нашего колледжа могут принимать участие только вне конкурса – им не присуждают места, несмотря на это, мы всегда выступаем достойно…
– По каким специальностям идет подготовка в колледже? Недавно у Вас начался прием документов, какие направления пользуются наибольшей популярностью среди абитуриентов?
– Прием документов у нас идет по 13 направлениям: Строительство и эксплуатация зданий и сооружений, Технология продукции общественного питания, Экономика и бухгалтерский учет, Агроно-мия, Автомеханик, Портной, Мастер по обработке цифровой информации, Изготовитель художественных изделий из дерева, Мастер отделочных строительных работ, Электромонтажник электрических сетей и электрооборудования, Повар, Кондитер, Сварщик (электросварочные и газосварочные работы), Машинист дорожных и строительных машин. Наибольшей популярностью среди жителей пользуются такие специальности, как повар, кондитер, портной, электромонтажник, облицовщик.
– Где проходят практические занятия ваших студентов?
– По предлагаемым стандартам, после курса теории в учебных мастерских-лабора-ториях наши студенты проходят учебную практику, а потом на республиканских предприятиях – производственную практику, в реализации которых мы сталкиваемся с проблемами. К примеру, для всех отделений у нас есть мастерские-лаборатории, в которых созданы комфортные условия для освоения практических навыков. Но, к сожалению, в 2016 г. на «короткое время» у колледжа было отторжено 96 кв.м. от лаборатории для строителей, облицовщиков, сварщиков, электромонтажников, штукатуров, маляров молодежью микрорайона «Шанхай». С тех пор мы не можем вернуть себе эту площадь, и на маленькой территории, в тесноте, без вентиляционных и водяных конструкций ютятся строители и плиточники. А отделение сварщиков мы вообще закрыли, ведь для них предусмотрен особо сложный процесс обучения…
Что касается производст-венной практики, проблемы связаны с отделениями «Авто-механик», «Строители», «Об-лицовщики». На строительных объектах работают частные фирмы, которые не заинтересованы тратить время на студентов. Для автомехаников нет соответствующих заводов. В связи с этим мы покупаем старый утиль и в мастерских наши мастера фактически из ничего возрождают новый автомобиль. А наши мастера-облицовщики через Минстрой нашли объект для студентов колледжа в Дзау. Каждое утро мастера возили студентов в Дзау и вечером привозили обратно. Это, конечно, накладно и сложно, но утешает, что практику ребята прошли качественную. Строители остались довольны студентами и даже предложили новый объект как профессиональным мастерам.
– Руководство республики оказывает помощь учебному заведению?
– Два года назад из своего фонда Президент выделил нам 5,5 млн. руб., на которые мы закупили новое оборудование для всех действующих отделений. Вдобавок к этому по заявке мастера отделения «Резьба по дереву» Президент выделил нам 300 000 на приобретение универсального станка.
– Удалось ли Вам за годы работы на посту директора выявить основные болевые точки колледжа и те позиции, которые необходимо развивать?
– Основной проблемой Цхинвальского многопрофильного колледжа уже много лет является недобор студентов. При возможности колледжа обучать 450 студентов мы рады даже 150, и это не может не огорчать… Учитывая, что РЮО – аграрная страна, у нас абсолютный дефицит дипломированных агрономов, трактористов, пчеловодов. На агрономическом факультете фактически нет абитуриентов. Очень жаль, что такие важные специальности, необходимые республике, не востребованы среди молодежи.
– Куда уходят выпускники после окончания учебы?
– Некоторые ребята выезжают за пределы республики, многие поступают в ЮОГУ. Например, в этом году 6 наших выпускников сдают в университет по специальности. Из них двое с красным дипломом. Недавно на производственной практике в «Винченцо» нашего студента пригласили на работу, нашего выпускника также пригласили на хлебокомбинат, по выпечке осетинских пирогов, наши портные уже работают в пошивочных мастерских.
– Какие преимущества дает студентам обучение в Цхинвальском многопрофильном колледже?
– После 9 класса через 3 года, а после 11 класса через 10 месяцев наш выпускник – дипломированный специалист, способный зарабатывать на жизнь, содержать семью, помогать родителям, продолжить учебу в высшем учебном заведении и быть там лучшим и преуспевающим! Вы улавливаете разницу между студентом, только закончившим школу, и между студентом – дипломированным специалистом? Во-первых, это повышает уровень подготовки студентов в университете, а, во-вторых, это замечательная возможность вливания подготовленных специалистов в трудовой рынок Республики.
– Какие планы и задачи стоят перед коллективом колледжа в новом учебном году?
– Сохранение здоровья сотрудников и студентов, повышение профессиональной ответственности мастеров и преподавателей, достойное и успешное участие наших студентов в международных и региональных чемпионатах и соревнованиях, выпуск профессиональных специалистов среднего звена по всем имеющимся направлениям. Если мы сможем достичь вышеперечисленного, значит колледж достойно выполняет свою миссию.
– Почему и когда Вы решили заняться именно преподавательской деятельностью, что Вас к этому подтолкнуло?
– Если быть откровенной, я никогда не готовила себя к преподавательской деятельности. Как правило, за исключением особо независимых и самостоятельных, важные решения за детей принимают родители. Отец хотел, чтобы я поступила на юридический, но тогда в пединституте Владикавказа (Орджоникидзе) не было факультета. Я закончила университет, аспирантуру по зарубежной этнографии, подготовила диссертацию. Но, к сожалению, семья воспротивилась моей поездке в научную командировку в одну из стран Центральной Африки, как того тогда требовало положение о допуске на защиту по зарубежной этнографии. Когда мы вернулись на Родину, я пошла работать в школу, и не жалею. 28 лет общения с детьми – необыкновенный опыт, который и сейчас помогает мне в работе.
– Лира Филипповна, Ваше напутственное слово и нынешним, и будущим учащимся?
– Переиначив слова Некрасова, я бы им сказала: Мастером можешь ты не быть, но ГРАЖДАНИНОМ быть обязан!
– Спасибо, уважаемая Лира Филипповна, за теплую и содержательную беседу! Успехов Вам и вашему педагогическому коллективу в дальнейшей работе!
Илона БАГАЕВА