Проверка «на слабо», «вкусные детали»: День СМИ РЮО

Четвертая власть, пишущая братия, журналисты…

Кто он, настоящий журналист? Чем он занимается? Доверяет ли читатель СМИ? На эти и другие вопросы в интервью нашей газете ответила председатель Комитета информации и печати Южной Осетии Мария Котаева.

К чему это интервью, спросите вы? А к тому, что 23 июля свой профессиональный праздник отметили работники средств массовой информации.
– Мария Феликсовна, дата профессионального праздника – День СМИ Южной Осетии, в свое время была избрана в связи с важным историческим событием в 1906 г. в осетинской журналистике – день выхода первой газеты на осетинском языке «Ирон газет». Однако если тогда это было прорывом в информационной сфере для народа, то сегодня, к сожалению, есть понятие – кризис печатных изданий. Стоит ли печатным СМИ бить тревогу?
– День национальных печатных СМИ по праву ваш главный праздник, и я искренне поздравляю коллег с этим днем.
В ранний, советский период, помимо журналистов в газеты писали представители интеллигенции и рабочего класса. Был даже переизбыток материалов. Газета была единственным способом широкой коммуникации. Сегодня ситуация кардинально изменилась. С каждым годом газетам все сложнее выживать на фоне быстро меняющейся индустрии информации. На фоне тесного переплетения СМИ и социальных сетей печатная пресса становится все менее конкурентоспособной, и это не только здесь в республике, а такая тенденция спада популярности наблюдается во всем мире. Во всех странах падают объемы тиража, и газеты находятся в сложной экономической ситуации.
В Южной Осетии три государственные газеты находятся на финансировании госбюджета, а часть денег поступает от подписки и розничной продажи. В России практически нет газет на государственном содержании. В основном это окупаемость за счет рекламы и продаж газет. Рекламодатели преимущественно размещают рекламу в тех СМИ, которые есть в ютубе или ушли в социальные сети, в мессенджеры. И это усложняет жизнь печатной прессе.
Сложно сказать, как сложится судьба газет в дальнейшем или как модернизировать внутренний контент печатных изданий, какие новые подходы искать к наполняемости газеты. Однако это просто необходимо, чтобы удержаться на поверхности. Мы видим, что информационное пространство плотно забито разнообразной информацией в таких объемах, что мозг читателя уже просто не успевает потреблять ее.
– Расскажите об отличии нашей газеты от других СМИ республики.
– Особых отличий, на мой взгляд, нет, так как ваше издание — государственная общественно-политическая газета, учредителями которой являются Парламент и Правительство. Соответственно, наполняемость газеты в большей степени формируется из материалов официальной политической жизни республики и опубликования нормативно-правовой документации – обязательная процедура, согласно законодательству, чтобы они вступили в силу. Поэтому при такой повестке отличиться сложно.
– В интервью нашей газете в 2017 году Вы сказали, что журналистов нужно подтолкнуть, дать почувствовать вкус настоящей журналистики, чтобы был азарт. Что необходимо для этого сделать, и что зависит от редакторов, начальников?
– Рабочий настрой зависит во многом от редакции, от коллектива, как взаимодействует команда в своей среде. Творческий процесс должен формироваться в дружественной обстановке, когда редактор и журналист понимают друг друга, имеют представление о своей доле ответственности в работе. При идеальном раскладе в нашей профессии рабочие будни журналиста обычно не похожи друг на друга. В югоосетинской журналистике же все довольно предсказуемо на месяцы вперед. Азарт в профессии приходит в тандеме профессионалов – редактора и журналиста, между которыми всегда существует невидимая связь, когда редакционная политика выстроена грамотно и не приемлет равнодушных отписок. Может, звучит это довольно странно, но опытный журналист при выполнении своего задания, в процессе сбора информации, находясь на месте событий, всегда знает, какой детали в материале бы особо порадовался редактор. Есть такие «вкусные детали», которые делают вашу историю отличной от сюжетов ваших коллег.
– Мария Феликсовна, как вернуть доверие читателя к государственным СМИ?
– А почему только к государственным СМИ? Во что верить, каждый выбирает для себя сам. Взять, к примеру, телеграм-каналы, которые тоже стали претендовать на роль своеобразного СМИ. В информационном поле существует большое количество телеграм-каналов, которые зарабатывают на формировании имиджа или развязывании скандала вокруг конкретной фигуры, либо же наоборот, замалчивают за ту же плату какие-либо нелицеприятные факты об известной личности. То есть этим каналам платят как за раскрутку, так и за молчание. И речь идет не о пресловутой «желтизне». И доверие читателя не на первом месте. Конечно, серьезные издания продолжают придерживаться основных журналистских принципов.
Когда я как журналист брала интервью, комментарии, собирала информацию всеми доступными журналисту способами, я никогда не верила в то, что говорит мой респондент. Одни любят говорить популистскими лозунгами, вторые стараются что-то от вас скрыть, потому что не хотят, чтобы это стало достоянием общественности, третьи формируют свой комментарий из расчета досадить оппоненту, четвертый просто хочет прозвучать в лучших традициях самолюбования и т.д. Задача журналиста – собрать всех героев истории, попытаться разобраться и довести максимально объективную картину до читателя или зрителя.
– И последний вопрос. Кто такой журналист?
– Журналистике невозможно научиться. Можно выучиться на врача, на педагога, на психолога, а журналистом надо родиться. Эта профессия не терпит малодушия. Журналист — это сочетание в первую очередь человеческих качеств, а потом уже профессиональных навыков. Журналист не имеет права быть необразованным, неграмотным, просто обязан разбираться в элементарных вещах и практически во всех сферах жизнедеятельности общества. Определяя для себя профессию журналиста, надо всегда знать, что своей профессией однажды ты будешь поставлен перед выбором. Эта работа рано или поздно проведет вам проверку «на слабо». Принимая решения о выборе профессии, надо заранее подумать, готов ли ты на компромиссы с совестью и своим «я». По сути, это даже не профессия, а призвание. Эту профессию надо любить, в ней надо «плавать» как рыба в воде. В противном случае мучается ваш читатель, мучаетесь вы в нелюбимой работе, и профессия страдает.
Всех коллег с праздником. Позитивного настроя и хороших новостей!
– Спасибо!

Антонина САНАКОЕВА