Прекращение войны в Карабахе в неожиданном формате: Ереван охватила волна протестов

Трехстороннее заявление по Карабаху, по которому с 10 ноября объявлено полное прекращение боевых дейст-вий в зоне карабахского конфликта, было подписано лидерами Армении, Азербайджана и России. Мы попросили прокомментировать ситуацию вокруг Нагорного Карабаха и трехстороннее соглашение известного российского политолога, востоковеда Каринэ Геворгян.

Путин не бросает слов на ветер
«Я не привыкла опираться на домыслы, слухи, а также на исключительно публично выраженную официальную версию, за которой всегда стоят сложные переговоры за закрытыми дверями непубличного характера. На сегодня я могу констатировать лишь несколько фактов, которые при анализе учитываю, как «сухой остаток». Первое – в Армении и в Карабахе сейчас усилено российское присутствие. Второе – опровержение пресс-секретаря Президента России Д. Пескова касательно информации, опубликованной в СМИ Азербайджана и Турции относительно размещения турецких миротворцев на территории Нагорного Карабаха. То есть эта информация была полностью опровергнута российской стороной. Путин прямым текстом сказал, что на территории Азербайджана будет размещена турецкая мониторинговая миссия, при этом он подчеркнул, что на территории Азербайджана, а не Карабаха. Здесь возникает вопрос: «Как это понимать?» То есть, Карабах не является территорией Азербайджана. Лично я по-другому не могу это интерпретировать, если он говорит «на территории Азербайджана, а не Карабаха», – подчеркнула она.
Как считает политолог, Путин всегда очень осторожен в высказываниях, и определенных слов на ветер он не бросает. Президент РФ крайне осторожен, будучи юристом, в любых формулировках.
«И третье… Сейчас я выскажусь как политолог, который помимо конкретной ситуации на Ближнем и Среднем востоке, на Южном Кавказе и т.д. обращает внимание на процессы, происходящие на макроуровне. Мир ввинчивается, вваливается в супертурбулентность, набирающую динамику. И эта динамика турбулентности будет повышаться», – отметила она.
Прогнозировать ход ситуации сегодня сложно
По ее словам, вышесказанное означает, что произошедшее в Карабахе всего на всего – остановленное кровопролитие с обеих сторон. Однако, как будет разворачиваться на фоне все большего замутнения мирового политического океана вся эта ситуация, и с чем все стороны конфликта, рассчитывающие на разные «плюшки» победы, выйдут из нее на сегодня – нельзя предсказать.
Что-то прогнозировать невозможно, поэтому, как подчеркнула Геворгян, она расценивает произошедшее, как сухой остаток. Она обратила внимание, что ранее азербайджанская сторона категорически, даже ультимативно настаивала на присутствии турецких миротворцев в случае введения миротворческого контингента любой страны, и в первую очередь российской. Но за семь часов до заключения соглашения, со стороны Нахичевани был сбит российский вертолет, сопровождавший колонну вдалеке от боевых действий.
«Я понимаю, что Азербайджан принес извинения и признал этот удар из ПЗРК. Но в данном случае армянской стороне стоит обратить внимание на то, что какие-то «очень умные» люди из Нахичевани с удовольствием в мировой сети разместили ролик – как они ликуют, сбив этот вертолет.
Не думаю, что при всех извинениях и компенсациях, выраженных бакинской стороной и принятых российской, эта ситуация будет просто так забыта. Более того, я понимаю и внутреннюю мотивацию российских миротворцев, которые входят на эти территории. Никаких угроз в моих умозаключениях не содержится, этим я хочу сказать, что по всей видимости Алиеву после инцидента с российским вертолетом пришлось отказаться от ультиматума о введении турецкого контингента миротворцев», – отметила она.
Часто сценарий бывает одним, а реальность другой
«Понимаю, будет много горячих голов, я видела начало обращения Латыниной. Вижу, как совпадает риторика внутренних критиков российского президента, какая информация распространяется в соцсетях, сколько вброшено версий. К примеру, что Эрдоган уступает Путину Сирию, а Путин Эрдогану – Южный Кавказ. Но я считаю – это разговоры, не имеющие серьезной подоплеки, информационные вбросы. На сегодня в той общемировой ситуации и макрорегиональной, имею ввиду для всего Кавказа, рано делать далеко идущие выводы о том, как это соглашение будет осуществляться, учитывая возможные коррективы, которые будут вносить в реализацию документа с макро, мезо и микроуровней. Как известно, часто сценарий бывает одним, но реальность берет свое. Как говорят, человек предполагает, а Бог располагает», – подчеркнула российский политолог.
Мировой хаос возрастет
Каринэ Геворгян отметила, что следует обратить внимание и на происходящие параллельно события в Грузии, а также выборы президента США.
«Невзирая на признание Байдена президентом и поздравления из разных европейских столиц, определенные противоречия уже обозначены даже между Лондоном и Вашингтоном. Понятно, в условиях финансового кризиса Лондон и Вашингтон будут бороться за то, кто станет будущим мировым финансовым центром, и конкуренция между ними будет возрастать. Поэтому активность Лондона для меня совершенно определена. Именно Лондон стоит за Эрдоганом, здесь и доказательств не надо. Лондон и не скрывает своих намерений. Есть определенные интересы у Франции, у которой свои внутренние проблемы, но есть и свои интересы в Закавказье, а конкретно в Грузии. И нынешнее руководство Грузии ближе к Парижу, чем к Лондону. И здесь конкуренция между Лондоном и Парижем тоже возрастает. Поэтому, в целом возрастает мировой хаос, т.е. «война всех против всех», как в понятии философии Т. Гоббса. На сегодня, считаю, надо учитывать и это в данном вопросе. А каким будет исход и реализация соглашения, которое, сейчас только остановило кровопролитие, не берусь предсказать», – заключила Каринэ Геворгян.
Мадина БЯЗРОВА