О наболевшем: детская травля как разновидность насилия

Благоприятная психологическая атмосфера – важнейший из факторов, влияющих на дальнейшее развитие ребенка и становление его полноценной личностью. Одним из составляющих этой атмосферы является обстановка в школе, во дворе, а также в различных кружках и секциях. Иногда окружающее общество в этих местах бывает не совсем приятное и это крайне негативно отражается на психическом состоянии ребенка. Ведь даже взрослые люди, оказавшиеся в неблагоприятном социуме, получают моральные травмы, после чего многое в их жизни меняется, что уж говорить о детях или подростках.

По большей части именно атмосфера в школе, а даже не успеваемость и престижность учебного заведения, является одной из важнейших вещей для ребенка. Именно в школе он получает опыт общения с людьми, который наложит отпечаток на всю его дальнейшую жизнь. Нередко бывает так, что этот опыт, не побоюсь этого слова, разрушает жизнь ребенку. Травля в школе – это суровая реальность, с которой сталкивался буквально каждый из нас.
Многие родители наивно полагают, что их детей эта проблема никогда не коснется, однако исследования показывают обратное… В каждой школе и, практически, в каждом классе есть дети, которые регулярно становятся объектами насмешек, а иногда даже открытой травли со стороны других детей или даже всего класса.
Наша редакция попросила молодого школьного психолога Алану Тедееву ответить на несколько вопросов о травле, ее последствиях и методах борьбы с ней…
– Как родителям понять, что ребенок регулярно подвергается травле в школе?
– Все сугубо индивидуально. Если ваш ребенок не говорит открыто о своих проблемах среди сверстников, это не значит, что у него их нет. Нужно чаще интересоваться школьными делами своего чада, причем не только касающимися успеваемости, но и отношений с одноклассниками. К тому же, если ребенок часто находится в апатии, категорически отказывается посещать занятия, требует у вас дополнительные деньги или же приходит домой расстроенный и потрепанный, это может быть явным сигналом о травле.
– Как бороться с задирами?
– Чаще всего насмешкам подвергаются нерешительные и неуверенные в себе дети, которые заметно уступают другим в физической силе. Если ваш ребенок регулярно подвергается насмешкам и травле, в первую очередь надо сделать так, чтобы он своими силами смог себя защитить и восстановить «репутацию» в коллективе. Если он часто подвергается нападкам со стороны более сильных сверстников – помогите ему поднять самооценку и запишите в спортивную секцию. В результате чего он сможет как физически, так и морально окрепнуть и защитить себя в конфликтных ситуациях. К тому же, занимаясь в кружке или секции, ваш ребенок найдет себе там приятелей и друзей. Это поддержит его в понимании, что не так уж он плох, как пытаются представить школьные забияки.
– Практически все говорят о тех детях, которых задирают. Но давайте взглянем на ситуацию с другой стороны, как поступить, если твой ребенок сам выступает в роли хулигана или свидетеля травли?
– На самом деле агрессор тоже нуждается в психологической помощи. Эти дети своими действиями пытаются поднять собственную самооценку. Для многих из них это единственная возможность хоть в чем-то проявить себя, самоутвердиться. Но есть и такие, кто просто вырос в атмосфере вседозволенности, для кого слово «нет» уже является вызовом. Чаще всего это дети из неблагополучных семей, где встречаются признаки насилия между взрослыми, либо, на-оборот, из обеспеченных, где поощряется чувство «элитности», этакие «сливки общества». На самом деле зачастую ребенок может и не понимать всей глубины своих поступков и если с ним просто поговорить и объяснить, то все нападки прекратятся. Но иногда детей и родителей, как ни абсурдно звучит, надо привлекать к ответственности, дисциплинарным взысканиям, чтобы все знали: психологическое и физическое насилие наказуемо.
– Надо ли нашей республике бить тревогу по поводу буллинга в школах?
– К счастью, в Южной Осетии пока не зарегистрировано крайних проявлений буллинга, т.е. травли кого-либо. Безусловно, в каждом коллективе бывают свои лидеры, которые зачастую издеваются над более слабыми учениками. Но если эти шутки нерегулярные и незлобивые – они помогают «жертве» стать морально устойчивее к нападкам…
Мы можем много говорить о том, что в нашей маленькой республике не может произойти ничего подобного, что все плохое обычно происходит где-то там, далеко и не с нами… И все же нам нужно быть во «всеоружии»: учителям, родителям, психологам, ведь все плохое имеет привычку неожиданно проявляться.
Илона БАГАЕВА