Особенные дети: огонь, который нужно зажечь

Номинация «Социальный работник» в конкурсе «Человек года» за 2019 год была присвоена Инге Кусраевой, психологу коррекционного класса для детей с особенностями развития, открытого по инициативе благотворительной организации «Подари крылья».

Инге Кусраевой 24 года. Родилась в Санкт-Петербурге, затем семья будущего психолога пере-ехала в Южную Осетию. Родители родом из с. Тулдзта Знаурского района. Почти все детство она провела в селе. Училась в школе №2 г. Цхинвала. В 2018 г. окончила ЮОГУ по специализации психолог. Прошла практику в Алан-ском Богоявленском женском монастыре Северной Осетии. Полтора года Инга работает психологом с обычными детьми и коррекционным психологом с детьми «особенными».
«Ко мне обращаются семьи, воспитывающие детей с ограниченными возможностями. Каждый случай – уникальный, и рассматривается индивидуально», – сказала наша собеседница. Коррекционный психолог – специалист, работающий с особыми состояниями, возникающими преимущественно в детском возрасте под влиянием разных факторов, что проявляется в замедлении или выраженном своеобразии психосоциального развития ребенка. По ее словам, основная цель коррекционной работы – способствовать полноценному психическому и личностному развитию ребенка.
«С раннего детства мне хотелось быть полезной людям. Коррекционных психологов мало, поэтому я выбрала этот профиль. Сейчас отмечается тенденция к увеличению детей с особенностями развития, требующего «особого» подхода. Захотелось от души помочь им», – объясняет выбор профессии Инга Кусраева.
Как она отметила, в республике на учете стоит 400 «особенных» детей, но в коррекционный класс ходит всего 10-15. Объясняет психолог это тем, что все зависит от родителей, борются они за своих детей или опустили руки.
По словам специалиста, работа коррекционного психолога сложная. Сначала Инга ходила к клиентам на дом. Но когда пришла в офис и увидела «сложных» детей, ее одолело волнение, думала, не справится. Но через несколько занятий беспокойство прошло, и Инга привязалась к детям. За эти несколько месяцев она не пожалела, что выбрала эту профессию и благодарит научного руководителя Индиру Габулову, которая поддерживает ее.
Занятия с детьми в коррекционном классе проходят в игровой форме продолжительностью в сорок минут. Из них первые двадцать познавательные, специалист с ребенком садятся за стол и собирают книгу, предназначенную для мелкой моторики, как пазл. Мелкая моторика важна, если она не развита, отстает и речь. Затем, педагог переходит в релакс-зону, где играет с подопечным до конца сеанса под медитационную музыку для расслабления. Как говорит Инга, перезагружать ребенка нельзя, нужно с ними заниматься по минимуму, но качественно. В неделю у одного ребенка получается два-три занятия.
Как отметила Кусраева, самый важный этап в работе – найти к ребенку должный подход. Молодой психолог всегда находит подход. Если ребенок не пойдет на контакт, работа будет безрезультативной.
Практика доказывает, говорит Инга, что коррекционный психолог должен быть ответственным, спокойным, понимающим, добрым и любить детей. «Я занимаюсь с детьми, которые вообще не могли говорить, а сейчас произносят фразы. Результат дает мне стимул, чтобы двигаться дальше», – отметила она. По ее словам, у «особенных» детей одинаковое поведение, не зависимо от болезней. Они не доверяют людям. Это связано с тем, что многие родители стесняются своих детей, прячут их дома.
«Ко мне ходит ребенок, который был мегагиперактивным. Я даже закрывала двери, чтобы он не выбежал в коридор. Он чуть в аквариуме не искупался, бегал, все крушил. Но после занятий гиперреактивность спала. Сейчас ему 5-6 лет, и, посещая занятие, он сидит 20 минут, мы спокойно занимаемся, а остальное время играем. Он начал говорить фразами, раньше выговаривал только «мама» и «дон». Главное в работе – спокойствие, нельзя показывать свои эмоции», – сказала Инга.
Инга Кусраева сталкивалась и с тяжелыми случаями. В коррекционный класс водили 8-летнего мальчика с синдромом аутизм. Ему давали нейролептики, выписанные неврологом. Прием препаратов вызвал гормональный сбой.
«В свои года он был ростом с меня. Когда его первый раз привели, он думал, что попал в больницу и сильно кричал. Не скрою, меня это напугало. Неделю на занятия он ходил с мамой. Сложно шел на контакт. Я побаивалась его, так как он был очень крупным. Но за неделю мальчик привык ко мне и уже бежал на занятия», – вспоминает психолог.
За полтора года работы Инга привыкла к детям, знает истории их судеб. Недавно у одного маленького «клиента» умерла мама. Когда он приходит на занятие, называет педагога мамой. Психолог старается всех любить одинаково, однако, призналась, есть ребенок, который запал в душу специалисту. «Это очень нежный шестилетний мальчик. У него задержка речи и немного отстает память. Он всегда гладит меня, обнимает, целует», – вспоминает она, с улыбкой.
Реабилитация ребенка с особенностями развития – длительный процесс, требующий участия и терпения близких людей. «Самое сложное в работе – общение с родителями «особенных» детей. Многие не принимают своих детей такими, какие они есть. Чтобы дети начали меняться, в первую очередь психологическая помощь нужна родителям. «Особые» дети требуют особого подхода и от специалиста, и от родителей, создающих благоприятную атмосферу в семье», – говорит специалист.
От напряженного труда Инга отвлекается прогулками на природе. Каждые выходные после рабочих дней любит побыть одна, слушает музыку.
Родители часто задают Инге вопрос, за сколько можно вылечить или скорректировать недуг ребенка. Однако, ответа специалист дать не может – все индивидуально. У одного ребенка через месяц будут положительные результаты, а у другого и за год не будет изменений. «Хочу отметить, дети с ограниченными возможностями сильнее, чем мы думаем. Они «сражаются в битвах», о которых большинство людей никогда не узнает», – подчеркнула Кусраева.
В коррекционный класс ходят дети послевоенного времени – 2008 г., самому младшему – 2,5 года, самой старшей 18 лет, которая страдает аутизмом с детства. Инга склонна думать, что все эти недуги из-за войны. Родители пережили, потери, стресс и на генетическом уровне все передалось детям. Бывает, что родители «особенных детей» прекращают водить их на занятия. Психолог связала это с отсутствием веры родителей в положительные изменения. Есть родители, которые быстро сдаются и перестают бороться за своего ребенка.
Инга Кусраева пожелала родителям с особенными детьми терпения и веры. Чтобы они не впадали в отчаяние и занимались с детьми. Ведь как показывает практика, больших успехов в реабилитации достигают семьи, которые не ограничиваются только посещением специалистов, а выполняют рекомендации и самостоятельно занимаются с ребенком дома.
Антонина САНАКОЕВА