Не получить “кота в мешке”

Будьте настойчивы в отстаивании своих потребительских прав!

Все люди – потребители. Каждый из нас покупает продукты питания, товары для дома, пользуется услугами. Но время от времени многие сталкиваются с нарушением своих прав. Чаще всего это приобретение некачественного товара, обвес или обсчет, плохое обслуживание в заведении общественного питания, ненадлежащее оказание медицинских услуг, низкое качество ремонта и др.

Проблема актуальна во всем мире, остро стоит и в нашей респуб-лике, где с каждым годом увеличивается количество магазинов, объектов общепита, расширяется ассортимент предоставляемых услуг.
Недобросовестные владельцы торговых точек не гнушаются выкладывать на прилавки просроченные продукты, отпускают некачественный товар. Многие и вовсе заведомо обманывают потребителей, вывешивая в магазине табличку с надписью: «Проданный товар обмену или возврату не подлежит». Закон позволяет вернуть в магазин любой товар ненадлежащего качества. Даже при отсутствии недостатков можно вернуть товар или обменять в течение 14 дней со дня продажи, если, разумеется, он не был поврежден после покупки. Не подлежит возврату только определенный перечень товаров, в числе которых лекарства, предметы личной гигиены, парфюмерия, бытовая химия, нательное белье и др.
У потребителя много прав
Далеко не каждый потребитель знает, как себя защитить при нарушении своих прав. Многие даже не предпринимают попыток отстоять свои интересы, лишь разочарованно вздыхают, будучи уверенными, что бороться бессмысленно. Между тем закон наделил потребителя довольно широким набором прав, и он не должен никому позволять оставить себя «в дураках».
Закон РЮО «О защите прав потребителей» в частности обязывает изготовителя или продавца предоставить потребителю необходимую информацию о товарах (услугах). При обнаружении в купленной вещи недостатков потребитель вправе потребовать замены на товар аналогичной марки или другой модели с соответствующим перерасчетом покупной цены, либо потребовать соразмерного уменьшения цены. Существует ряд прав (возврат денег, замена товара или снижение цены) при выявлении в товаре недостатков в течение гарантийного срока и при отсутствии гарантии в пределах 2-х лет. Потребитель может отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы. У него есть право на возмещение убытков, возникших вследствие продажи товара ненадлежащего качества или плохо выполненной работы, услуги.
В указанном законе подробно изложены эти и другие права потребителя.
В случае отказа продавцом или владельцем торгового объекта выполнения законных требований покупателя нужно обращаться в компетентные структуры или в суд, где, возможно, обяжут нерадивого предпринимателя оплатить не только стоимость товара, неустойку за то время, которое он отказывался удовлетворить требование потребителя, но даже возместить причиненный ему моральный вред. При этом он еще будет обязан заплатить штраф.
Обращайтесь к специалистам!
Для помощи в отстаивании своих потребительских прав или получения консультации граждане могут обратиться в отдел защиты прав потребителей Комитета Юго-Осетпотребнадзора. Специалисты этой службы оперативно рассмотрят заявление и примут необходимые меры для защиты прав потребителя, разрешения спорных ситуаций.
В отдел поступает не так много жалоб. В прошлом году их было всего восемь, но малое количество заявлений вовсе не говорит о том, что нарушений становится меньше. Причина, скорее всего, в низкой правовой грамотности населения. Другой фактор – в небольшом Цхинвале почти все друг друга знают. Порой покупатель стесняется предъявлять требования знакомому продавцу, даже почувствовав себя обманутым. Лучше он «проглотит» обиду, чем вступит с ним в спор или подаст на него жалобу. Однако чем больше прощаем недобросовестных предпринимателей, тем больше поощряем их к неправомерным действиям, стремлению наживаться на «добрых» клиентах. Вседозволенность порождает безнаказанность.
Зачастую владелец магазина оправдывается тем, что, закупая товар оптом, он не может проверять каждую вещь на брак. Но это уже его проблемы. Покупатель, отдав свои кровные за товар, не должен получить «кота в мешке».
Отдел защиты прав потребителей рассматривает заявления различного характера. Чаще всего люди жалуются на приобретение некачественных продуктов питания, электротоваров, сотовых телефонов, предметов одежды и т.д.
Нам рассказали любопытный случай. В одном из цхинвальских кафе включили клиентам в счет музыку, которую они не заказывали. После обращения в указанную службу Комитета Юго-Осетпотребнадзо-ра спорный вопрос был быстро решен в пользу потребителя.
«Практически все поступившие к нам жалобы решены в пользу заявителей. Порой приходится отстаивать права потребителя через суд», – отметила руководитель отдела защиты прав потребителей Жанна Санакоева.
Признательные граждане нередко через нашу газету выражают благодарность сотрудникам отдела.
Недавно это сделала жительница Цхинвала Анжела Гагиева. Она приобрела водяной насос в одном популярном магазине города. После двух недель эксплуатации прибор вышел из строя, товар оказался с недостатком, однако продавец не соглашался принимать его обратно. «Я была вынуждена обратиться в отдел защиты прав потребителей. Там быстро отреагировали на мое заявление, уже на следующий день в торговом объекте приняли обратно некачественный товар и вернули мне уплаченные за него деньги», – рассказала А. Гагиева.
Казус законодательства
Отдел защиты прав потребителей совместно с отделом гигиены питания Комитета Юго-Осетпот-ребнадзора каждый год проводит плановые проверки объектов торговли, общественного питания и др. Проверяются условия хранения продуктов, срок годности, сопроводительная документация на товар, наличие лицензии, информации на товаре (обязательна на русском языке), соответствие объекта санитарно-гигиеническим требованиям и т. д. При выявлении нарушений к владельцу магазина или общепита применяются штрафные санкции, в иных случаях дело может дойти до закрытия объекта.
Плановую проверку на одном объекте разрешается проводить только раз в год. Однако есть один нюанс в законе, позволяющий предпринимателям «подготовиться» к визиту контролирующих органов. Согласно пункту 13 статьи 7 Закона РЮО «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного надзора», специалисты Комитета Юго-Осетпотребнад-зора обязаны за три дня до официальной проверки уведомить владельца объекта о своем посещении. Разумеется, торговцы за это время успевают «замести все следы» – убрать с прилавков просроченный товар, потом могут снова его выложить. Такие вот казусы законодательства. В чем тогда смысл плановых проверок?
Впрочем, нерадивым владельцам хозяйствующих субъектов будет нелегко избежать ответственности при поступлении жалобы от потребителя. Она для надзорного органа послужит основанием провести внеплановую проверку, предварительно не уведомляя предпринимателя.
Приведем один пример из недавних историй. В отдел поступила жалоба от жителя Цхинвала, которому продали 6 мешков сахара с общим недовесом в 3 кг. Заявление от обманутого потребителя послужило поводом для проведения внеплановой проверки торговой точки. В ходе мероприятия специалисты отдела выявили грубые нарушения: на мешках сахара был обозначен вес в 10 кг, но на деле каждый оказался меньше на 450-500 граммов. Предприниматели были наказаны рублем на значительные суммы.
Бороться за свои права!
Учитывая некоторые поблажки в законе, сами граждане должны проявлять инициативу и своевременно обращаться в Комитет Юго-Осетпотребнадзора при нарушении своих прав или обнаружения некачественной продукции на прилавках. Обычно в таких случаях посетители магазинов, не зная тонкости закона, лишь недовольно покачивают головой, вопрошая: «Куда смотрят компетентные органы, почему позволяют твориться безобразию?». Но именно от их гражданской позиции во многом зависит борьба с этим безобразием.
Во многих странах ведется активная работа по повышению уровня правовой грамотности населения, проводятся специальные акции, конкурсы, круглые столы. В образовательных учреждениях проводятся курсы по основам потребительских знаний. Пора этот опыт перенимать и нам.
Правовая осведомленность граждан – наиболее эффективный механизм соблюдения производителями и предпринимателями предписанных законом правил и обязательств.
А потребителям не стоит стесняться предъявлять законные требования. Отстаивая свои права, каждый покупатель тем самым защищает не только себя, но также интересы других потребителей.

А. БАГАЕВ