Мнение экспертов: требуются дополнительные исследования

Судебно-медицинские эксперты Сергей Груздев и Зарина Дзагоева рассказали на совместном брифинге в Цхинвале о ходе гистологического исследования по делу Инала Джабиева.

Они считают, что для определения точных причин наступления смерти Инала Джабиева необходимо провести дополнительные исследования в бюро судебно-медицинских экспертиз на территории РФ. Первичные результаты судебно-медицинской экспертизы вскрытия тела Джабиева изложены в протоколе. Выполнено гистологическое исследование внутренних органов Джабиева, но в дальнейшем требуется проведение дополнительных гистологических исследований на наличие скрытых патологий.
«Предварительные результаты уже имеются, но требуются дополнительные исследования. В интересах следствия я не могу разглашать информацию, требуются дополнительные методы гистохимической окраски, позволяющие выявлять определенные патологические состояния. Вместе с югоосетинской коллегой Зариной Дзагоевой в течение двух дней мы плотно работали на основании имеющихся материалов для исследования», – рассказал журналистам российский судмедэксперт, член профильной комиссии ФМБА России Сергей Груздев.
Судмедэксперт добавил, что в рамках открытого ведения резонансного дела, которое получило широкую огласку, он приехал по приглашению руководства республики, для помощи судмедэксперта для проведения необходимого объема экспертиз и дальнейшего сопровождения помощи в данном деле. Он также полностью исключил версию тромбоэмболии у Инала Джабиева.
«Основываясь на исследованиях моей коллеги Зарины Сослановны, на теле Джабиева имеются множественные повреждения мягких тканей, кожи, подкожно-жировой клетчатки, туловища, верхних и нижних конечностей. У имеющихся повреждений нет индивидуальной особенности. Мы можем только говорить о групповых признаках имеющихся повреждений, что они относятся к категории твердых тупых предметов. При микроскопическом исследовании были обнаружены признаки посттравматического повреждения, в частности одной почки и легкого. Но это повреждения, которые обнаруживаются только под микроскопом. Доказать, что смерть наступила от этих микроскопических повреждений, это несерьезно. Проведенные исследования показали, что повреждений костной ткани не было обнаружено», – подчеркнул он.
Сергей Груздев предположил, что сроки завершения окончательных исследований могут затянуться до нескольких месяцев.
«Без проведения гистохимии назвать точную причину смерти Инала Джабиева не представляется возможным. В данном случае мы исходим из тех исследований, которые мы выявляем в ходе вскрытия и дополнительных методов, таких как гистология, гистохимия, токсикология. После этого все подвергается анализу. Не всегда причина которая лежит на поверхности совпадает со следствием. Для этого нужно установить точную взаимосвязь, – если есть четкие входящие факторы, без которых наступление причины смерти невозможно, то это уже является причиной косвенной, а не прямой. Экспертное заключение является важным доказательством в судебном процессе, поэтому оно основывается только на объективных признаках, а не домыслах», – пояснил российский эксперт.
Он обещал способствовать ускорению проведения завершающих исследований, чтобы следственный процесс не затягивался. По словам Груздева, время проведения гистохимии зависит от нагрузки на экспертные учреждения. «Само исследование может занять примерно две недели с момента поступления материалов в руки эксперта. Но, может в следствии большой загруженности экспертных учреждений в России, сроки могут длиться и несколько месяцев. Но мы попробуем сделать это в ближайшее время, чтобы не затягивать следствие по делу. В ходе исследования у меня не возникает разногласий с югоосетинским судмедэкспертом Зариной Дзагоевой. Я оказываю консультативную помощь коллеге в качестве участника экспертизы. Каких-либо отдельных заключений я давать не буду. Если у меня будет какое-то особое мнение, я его напишу и подпишусь под ним», – отметил судмедэксперт.
Со своей стороны судмедэксперт РММЦ Южной Осетии Зарина Дзагоева пояснила, что пока не может говорить о каких-либо подробностях по причине неразглашения в интересах следствия.
«Моя окончательная оценка будет сделана в заключении. Я просто опровергла информацию о якобы тромбоэмболии у Джабиева. Безусловно, у него были индивидуальные особенности, которые образуются при травмах. Сейчас вопрос стоит о дополнительных методах исследования химической окраски. Такой метод используется для выявления или исключения патологий и заболеваний при жизни», – подчеркнула Зарина Дзагоева.
По ее словам, за все время исследований на нее никакого давления не оказывается ни со стороны следственных органов, ни со стороны родственников Инала Джабиева.
Сергей Груздев работает судебно-медицинским экспертом с 1995 года, кандидат медицинских наук, состоит в профильной комиссии ФМБА России.
А. ДЖИОТЫ