Коста Хетагуров – основоположник осетинского литературного языка

Коста Леванович Хетагуров стоял у истоков осетинского литературного языка и недаром считается ее символом и основоположником. Его авторству принадлежит поэма «Фатима» и легендарная «Мать сирот», поднявшая проблему катастрофической бедности осетинского народа. Хетагуров был не только поэтом, драматургом и публицистом, но и талантливым художником, общественным и научным деятелем.

Детские годы
Будущий литератор родился в обычном осетинском ауле Нар 3 октября 1859 года в семье военного прапорщика.
Мать Коста умерла, когда мальчику было всего два года, и до пяти лет его воспитывала родственница – Чендзе Джапарова. Она тепло относилась к ребенку, растила с материнской нежностью и заботой.
Все закончилось, когда отец женился во второй раз и привел в дом новую жену. Та невзлюбила мальчика, в результате он как можно меньше старался быть дома и часто убегал к родственникам.
Коста отучился в местной школе, поступил в прогимназию Владикавказа и переехал туда. Здесь ему жилось непросто – если раньше жизнь омрачала мачеха, сейчас это не казалось таким страшным, и мальчик остро скучал по дому, а однажды попросту сбежал.
Отец устроил его в Каланджинское училище. А когда Коста исполнилось 12 лет, он поступил в Ставропольскую гимназию.

Начало творчества
В новой гимназии мальчик учился с удовольствием – здесь он увлекся живописью, познакомился с литературой и начал пробовать себя в стихотворном творчестве. Первыми его произведениями были «Муж и жена», «Новый год» и «Вере», но известности они не принесли.
Зато успех продемонстрировали пробы Хетагурова в живописи. Его работы попали на всероссийскую выставку, где заслужили высокие оценки критиков.
В 1881 году юноша поступает в Петербургскую академию художеств в мастерскую П. Чистякова, где он познакомился с Репиным, Серовым, Врубелем и другими выдающимися художниками. Благодаря им Хетагуров освоил художественные техники и добился успехов – о его картинах хорошо отзывались авторитетные живописцы и наставники.
Признание не помогло ему закончить академию. В 1885 году Коста остается без стипендии и вынужден прекратить обучение и вернуться во Владикавказ. Но написанные им картины получили одобрение публики. Наибольшую известность принесли работы «Скорбящий ангел», «За водой», «Гора Столовая», «Природный мост».
Во Владикавказе Хетагуров продолжил писать картины, уст-раивал выставки, участвовал в благотворительной деятельности. На жизнь зарабатывал чем придется: рисовал иконы, театральные декорации, не чурался никакой работы. Вел просветительскую деятельность, активно участвовал в деятельности Об-щества по распространению образования среди горцев Терской области. Участвовал в росписи собора Андрея Первозванного в Ставрополе.

Пробы пера
Пробовать себя в роли поэта, не считая робких дебютов в годы гимназии, Хетагуров начал еще в Петербурге. Здесь он написал поэмы «Чердак» и «Поздний рассвет».
Вернувшись во Владикавказ, он продолжил сочинительство, обратившись на сей раз к родному осетинскому языку. Стихи Хетагурова часто публиковались в местной периодике – в газетах «Казбек» и «Северный Кавказ», но вызвали гнев властей за вольнодумство. Поэта на два года выслали из Осетии.
Хетагуров переехал к отцу и здесь встретил сразу две больших любви с именем Анна – Цаликову и Попову. Но одна не смогла ответить ему взаимностью по причине равнодушия и большой разницы в возрасте (17 лет), а вторая из-за бедности поэта и разницы в социальном положении. Вслед за этим последовал другой удар – умер отец писателя.
Оправившись от трагедии, Хетагуров уезжает в Ставрополь, где устраивается в газету «Северный Кавказ».

Признание и последние годы
В 1895 году поэт выпускает первый сборник произведений на русском языке и получает широкое признание по всей России.
Одновременно ухудшается здоровье Хетагурова. Диагноз врачей неутешителен: туберкулез костей. Едва успев оправиться после нескольких операций, поэт вновь отправляется в ссылку. На этот раз в Херсон, где Коста Левановичу категорически не понравилось и после прошения он перебрался в Очаков. А в это время на родине вышел сборник его стихов на осетинском языке «Осетинская лира». Многие произведения были опубликованы с правками из-за цензуры.
После ссылки Хетагуров переезжает в Пятигорск, а затем во Владикавказ. Состояние его здоровья постоянно ухудшается и 1 апреля 1906 года поэт умирает, так и не дописав поэмы «Хетаг» и «Плачущая скала».
В своих произведениях Хетагуров создавал общественный резонанс, привлекая внимание к нищете, подавленности, бесправию осетинского народа, за что и был в постоянной опале у власти.
Коста Хетагуров похоронен во Владикавказе на территории Осетинской церкви, а его могила причислена к памятникам культуры.